Мой город Москва

Чидамбарам

Общие сведения

Чидамбарам, расположенный в 58 км на юг от Подичерри, настолько пропитан мифом, что трудно разгадать его настоящую историю. Будучи местом tandava - космического танца Шивы в образе Натараджи, Короля Танца, он является одним из самых святых мест южной Индии. Посещение Храма Сабханайяка позволяет познакомиться с древней тамильской религиозной практикой и верой. Легендарный король Хиранияварман (Hiranyavarman), говорят, совершил сюда паломничество из Кашмира, стремясь излечиться от проказы совершив омовение в храмовом водоеме Шиваганга. В благодарность за успешное излечение он увеличил храм. Кроме того, он привел 3000 браминов касты Дикшитар, чьи потомки и поныне являются ритуальными специалистами храма, их можно отличить по узлам волос в передней части головы.

Из пятидесяти матх, или монастырей, которые некогда здесь стояли, сохранились немногие, но сам храм по-прежнему кипит деятельностью и проводит многочисленные празднества. Двумя самыми важными из них являются десятидневные мероприятия, завершающиеся живописными финалами: на девятый день каждого, храмовые колесницы проходят шествием по четырем улицам Колесниц (Car streets) (“фестиваль колесниц”), а на десятый, абхишекхам, совершается помазание божеств в Раджа Сабха (зале тысячи колонн). Чтобы узнать точные даты (один праздник проходит в мае/июне, а другой - в декабре/январе), обращайтесь в любой туристический офис TTDC и планируйте приезд достаточно заблаговременно, так как эти праздники очень популярны. Среди других местных празднеств можно назвать хождение по огню и народный танец kavadi (танец с украшенными деревянными рамами на голове) в храмах Тхиллайямман Кали (Thillaiamman Kali) (апрель/май) и Килатеру Мариамман (Keeletheru Mariamman) (июль/авг).

В городе также имеется суматошный рынок и большое студенческое население, базирующееся в Университете Аннамалай на востоке - центре тамильских исследований. Среди простых крытых соломой хижин в окрестной сельской местности, единственными кажущимися крепкими сооружениями являются маленькие придорожные храмы, большинство из которых посвящено Аийяннару (Aiyannar) - деревенскому божеству, который охраняет границы, подле храмов стоят kudirais - ярко раскрашенные терракотовые или деревянные фигуры лошадей.

Храм Сабханайяка Натараджа

Для южно-индийских шиваистов, Храм Сабханайяка Натараджа (ежедневно с 4.00 до полудня и с 16.00 до 22.00), где Шива возведен на престол в качестве Бога Космического Танца (Натараджи), является святейшим из святых. Его огромные гопуры, огнями которых пользуются как вехами моряки далеко в море в Бенгальском Заливе, возносятся над комлексом площадью в пятьдесят пять акров, разделенной четырьмя концентрическими стенами. Самые старые из сохранившихся его частей были построены при Чолах, которые приняли Натараджу в качестве своего избранного божества и короновали здесь несколько королей. Прямоугольная внешняя стена, которая представляет мало интереса сама по себе, имеет входы со всех четырех сторон, так что, если у вас есть время, лучше всего осматривать комплекс, медленно продвиаясь внутрь от третьего внутреннего двора кругами по часовой стрелке. Гиды всегда готовы показать храм, но они обычно провожают посетителей к центральному святилищу слишком быстро. Частые церемонии проходят в самом внутреннем святилище, самые популярные бывают в полдень и в 18.00, когда во внутреннем святилище зажигают огонь, ударяют в большие гонги, и верующие бросаются внутрь, чтобы увидеть лингам в последний раз перед тем, как закроют двери. По вечерам в пятницу, перед закрытием храма, во время особенно сложного обряда пуджа, Натараджу выносят на паланкине в сопровождении музыки и служителей, которые несут горящие факелы и трезубцы. В другое время можно услышать древние религиозные гимны из Tevaram.

Западная гопура является самым популярным входом, а также украшена наиболее замысловатой резьбой и, вероятно, является самой ранней (1150 г. нашей эры). Повернув на север (налево) отсюда, вы придете к украшенному колоннами водоему Шиваганга, месту семи естественных источников. От разбитой колонны на краю водоема можно видеть все четыре гопуры. В северо-восточном углу находится самое большое здание комплекса - Раджа Сабха(четырнадцатого - пятнадцатого веков), известное также как “зал тысячи колонн”; легенда утверждает, что настоящих колонн - девятьсот девяносто девять, а тысчная - нога Шивы. Во время празднеств сюда приносят изображения богов Натараджи и Шивакамасундари и устанавливают их на возвышении для церемонии помазания, abhishekha.

Важность танца в Чидамбараме подчеркивается барельефами с изображениями танцующих фигур внутри восточной гопуры, демонстрирующими 108 karanas (похожий набор имеется и в западной гопуре). Karana (или adavu на тамильском языке) представляет собой определенную точку в фазе движения, предписанную поразительно всеобъемлющим санскритским трактатом, посвященным сценическим искусствам, Natya Shastra (200 г. до нашей эры - 200 г. нашей эры) - основой всего классического танца, музыки и театра в Индии. Заголовок из Natya Shastra помещен над каждой нишей karana. Четыре других ниши заполнены изображениями покровителей и stahapatis - скульпторов и дизайнеров, ответственных за иконографию и размещение божеств.

Чтобы попасть в квадратный второй внутренний двор, ступайте к его западному входу (сразу на севере от западной гопуры в третьей стене), который ведет к окружному проходу. Оказавшись за этой второй стеной, легко потерять ориентацию, так как внутренние территории имеют крыши и в них проникает мало света, кроме того, крыши поддерживает путаница колоннад. Атмосфера сразу становится более напряженной, достигая пика напряженности в самом центре.

Самый внутренний алтарь Говиндараджа посвящен Вишну - что неожиданно в таком весьма шиваистском окружении. О божестве заботятся брамины, не являющиеся Дикшитарами, которые, говорят, не всегда ладят с последними. Находясь снаружи святилища, неиндусы могут заглядывать в самую священную часть храма - Канака Сабху и Чит Сабху, примыкающие к приподнятым сооружениям с медными ипозолоченными крышами, соединенным коридором. В последних помещаются бронзовые изображения Натараджи и его супруги Шивакамасундари. Позади и слева от Натараджи находится занавес, священный для Шивы и увешанный рядами листьев дерева bilva, который отделяет самую могущественную часть. Внутри него лежит Акашалингам, известный как rahasya, или “тайна” Чидамбарама: сделанный из самой неуловимой из всех стихий - Эфира (akasha) - из которого родились Воздух, Огонь, Вода и Земля - лингам невидим. Говорят, что это означает то, что Бог не находится нигде, а только в человеческом сердце.

В Канака Сабхе поклоняются хрустальному лингаму, который, говорят, вышел из света полумесяца на брови Шивы, и маленькому рубину Натарадже. Они ритуально купаются в пламени камфорного огня или масляных ламп, зажигаемых священниками шесть раз в день. В этой внутренней части вы вполне вероятно услышите oduvars, наследственных певцов из средних каст, не браминов, читающих нараспев стихи из древней тамильской поэзии. Песни, которыми они радуют божества во время ритуала пуджа, взяты из компиляций, таких как Tevaram или более ранний Sangam, которым предположительно более тысячи лет.