Мой город Москва

Пушкар

Общие сведения

Согласно Padma (Лотос) Purana, Пушкар, раположенный в 15 км на северо-запад от Аджмера, образовался когда Бог Брахма, Создатель, уронил свой цветок лотоса (pushpa) на землю из своей руки (kar), чтобы убить демона. В трех местах, где приземлились лепестки цветка, посреди пустыни магическим образом возникла вода, которая образовала три маленьких голубых озера, и на берегах самого большого из них Брахма затем собрал 900 000 небесных существ - целый индуистский пантеон. Окруженное белеными храмами и купальными гхатами, озеро сегодня почитается как одно из самых священных в Индии мест: Pushkaraj Maharaj, буквально - “Пушкарский Король Королей”. Считается, что во время благоприятной фазы полной луны в октябре/ноябре (годовщину массового сборища богов, или yagya) его воды очищают душу от всех нечистот, и это привлекает паломников со всей страны. Кроме этого ежегодного религиозного празднества, раджастанские деревенские жители также покупают и продают домашний скот на верблюжьем рынке (unt mela), который стал самым большой ярмаркой в мире, когда дюны к западу от озера заполняют более 200 000 дилеров, туристов и торговцев.

Легендарная верблюжья мела в сочетании с красивой пустынной местностью и пьянящей религиозной атмосферой храмов и гхатов, неизбежно сделали Пушар популярнейшим туристическим центром. И в самом деле, трудно представить какое-либо еще место в Индии, за исключением, быть может, Манали, Ковалама и курортов Гоа, которое так кардинально преобразилось бы за последнее десятилетие под воздействием массового туризма. Главный базар, который всего пятнадцать лет назад состоял из ряда лотков, торгующих традиционными принадлежностями для ритуала пуджа, в настоящее время представляет собой километровую цепь магазинов, забитых побрякушками в стиле хиппи, флюоресцентными нарядами для вечеринок в полнолуние, ювелирными украшениями и компакт-дисками. Если вы прибыли из менее ориентированных на путешественников с ограниченными средствами частей страны, это может оказаться приятным отдыхом, но если вы приехали сюда в надежде ощутить вкус востока, рейверы и бесконечная популярная музыка может оказаться жестоким разочарованием.

Несмотря на сказанное выше, Пушкар не был полностью испорчен. Отойдите от базара к более спокойным районам вокруг озера, или к окрестным холмам, и волшебная атмосфера, которая прежде всего привлекала сюда путешественников, сохранилась нисколько не пострадав. На закате, когда звуки храмовых колокольчиков и барабанов разносятся над водой, Пушкар по-прежнему создает ощущение одного из самых экзотических мест на земле.

Храмы

В Пушкаре и вокруг него находится пятьсот храмов; многие из них пришлось перестроить после разграблений во время безжалостного правления моголского императора Аурангзеба (1656 - 1708 гг.), а другие являются недавними дополнениями. Некоторые, как великолепный храм Вишну, расположенный по правой стороне, когда вы въезжаете в деревню из Аджмера, недоступны для неиндусов.

В самом важном Пушкарском храме, Брахмаджи Мандире, в его главном святилище находится четырехглавое изображение Брахмы. Приподнятое на ступенчатой платформе в центре внутреннего двора помещение окружено с трех сторон меньшими вспомогательными алтарями, увенчанными плоскими крышами, с которых открываются виды на пустыню к западу до Шайвити Мандира на вершине ближнего холма. Часовой подъем на вершину этого холма вознаграждают непревзойденные панорамы города, окруженного со всех сторон пустыней, лучше всего совершать восхождение вечером, чтобы оказаться на вершине для наблюдения картины заката. Гайитри Мандир, напротив, расположен на холме в востоку от города и обращен на восток, так что его идеально посещать на восходе солнца.

Озеро и гхаты

Пушкарское озеро окружают пятьсот прекрасных выбеленных храмов, связанных с водой 52 гхатами - по одному на каждого раджастанского махараджу, которые построили отдельные гостиницы и наняли своих собственных личных pujaris (священников) для выполнения обрядов во время их пребывания здесь. Каждый назван в честь какого-нибудь события или лица, а три обладают особым значением. Прежде всего это Гау Гхат, который иногда называют Главным Гхатом, куда приходят молиться приезжие министры и политики и с которого в озеро был брошен пепел Махатмы Ганди, Джавахарлала Неру и Шри Лал Бахадура Шастри. Брахма Гхат отмечает то место, где, говорят, молился сам Брахма, а у большого Варах Гхата прямо у рыночной площади, согласно поверью, Вишну возник в образе Варахи (кабана) - одного из своих девяти воплощений. На всех гхатах соблюдается всеми уважаемое молчаливое требование, чтобы посетители снимали обувь в почтительном отдалении от озера, а также воздерживались от курения и фотографирования.

Местный брамин побуждает как индийских, так и западных туристов молиться у озера, то есть совершить ритуал Пушкар Пуджа. Это подразумевает повторение молитв, разбрасывая в озеро розовые лепестки, а затем вас попросят сделать пожертвование (в наши дни нередко составляющее астрономическую сумму), которое обычно поступает в фонды храма, или священнику, который зависит от подобной благотворительности. Завершая пуджа, из храма берут красную нить и обвязывают ее вокруг вашего запястья. Окрещенный местными жителям как “Пушкарский паспорт”, этот простой символ означает, что больше вы не будете привлекать настойчивых Пушкарских священников и можете беспрепятственно заходить на гхаты.

В прошлые годы в озере обитали десятки крокодилов-людоедов, которые регулярно хватали неосторожных паломников. Престарелые брамины все еще помнят дни, когда они то и дело должны были бить ненасытных рептилий по голове длинными палками прежде чем войти в воду, но их строгие вегетарианские принципы не позволяли им сделать что-либо еще в связи с этой проблемой. В конце концов вмешались британцы, выловив крокодилов сетями и отправив их в другой ближайший водоем.