Мой город Москва

Читтаургарх

Общие сведения

Из всех бывших раджпутских столиц, Читтаургах (или Читтор), расположенный в 115 км на северо-восток от Удайпура, являлся самым сильным бастионом индуистского сопротивления моголским завоевателям. Не меньше трех массовых самоубийств (johars) было совершено на протяжении столетий женщинами, проживавшими в форте, чьи мужья смотрели как их жены, сестры и матери сгорали заживо, а потом наносили пепел священных погребальных костров на свои тела и ехали на смерть на поле битвы перед фортом. Атмосфера запустения по-прежнему царит над медового цвета крепостными стенами, храмами, башнями и дворцами этой старой цитадели, которая раскинулась по скалистому плато высоко над Меварской Долиной. Хотя руины менее внушительны по сравнению с Джодхпурским фортом Мехерангарх, они более живо чем любая другая раджастанская крепость навевают воспоминания о пылком духе средневекового Раджпутского благородства.

Под фортом, по обоим берегам реки Гхамбири, раскинулся современный город с населением в 85 000 человек, который мало что может предложить путешественникам кроме узких базаров старого квартала, и некоторые туристы предпочитают втискивать осмотр Читтаургарха в рамки однодневной экскурсии, или обследовать его по пути между Бунди и Удайпуром. Однако, остановка на одну ночь оставляет больше времени для более неторопливого посещения форта и прогулки по городу.

Исторические факты>

Бескомпромиссная политика смерти перед сдачей города, которой следовали Читторские правители Сисодия, объясняет тот факт, что история города богата рассказами о верности и ужасных жертвах. В 1303 г., во время правления Рана Ратан Сингха, был совершен опустошительный набег Ала-уд-дин-Кхальджи (Ala-ud-din-Khalji), самого свирепого из Делийских султанов. Осадив город, он предложил убраться при условии, что ему позволят взглянуть на легендарно прекрасную жену Ратана -Падмини. Однако, после того, как его одного впустили во дворец, чтобы посмотреть на отражение королевы в озере с лотосами, султан умудрился заманить Ратана в засаду, когда тот провожал его с территории форта. Но Падмини изобрела план, чтобы вернуть его. Послав сообщение, что она отдастся султану, королева вышла из форта в сопровождении войск, переодетых служанками. Оказавшись внутри мусульманского лагеря, воины-трансвеститы сумели освободить Рана Ратана, но в процессе этого из них погибло 7000 человек. В результате оборона форта захлебнулась и Раджпуты проиграли последовавшую за тем битву. Тринадцать тысяч женщин, возглавляемых Падмини, совершили джохар бросившись с детьми в огромный погребальный костер, после чего разозленный султан разрушил большинство храмов и дворцов форта.

После того как в 1326 г. Читтаургарх снова перешел в руки Раджпутов, ему сопутствовали двести лет процветания. Однако, в 1535 г., неожиданное нападение, возглавляемое султаном Бахадур Шахом из Гуджарата снова значительно истребило ряды Раджпутов, и женщины пожертвовали своими жизнями еще в одном ужасном акте джохар. Молодой Раджпутский наследник Удай Сингх, которого увезла в форт Кумбалгарх его няня Панна Дай, возвратился в Читтаургарх в возрасте 13 лет. Осознавая его уязвимость, он стал искать новое место для своей столицы и в 1559 г. основал Удайпур на берегу озера Пичола. Это оказалось мудрым решением. Акбар осадил Читтаургарх в 1567 г. Его войска уничтожили 30 000 обитателей форта; женщины снова принесли себя в жертву на бушующем погребальном костре, а многие здания внутри форта были разорены. Хотя Читтаургарх снова был сдан Рджпутам в 1616 г., княжеская семья больше сюда не вернулась.

Форт

Дорога, поднимающаяся в защищенный массивными бастионами форт, начинается у Падан Поул на востоке города и извивается вверх, проходя еще через шесть ворот (poles). Рядом со вторым pole стоят chhatris Каллы и Джаймала - героических борцов, которые лишились жизни при последнем разграблении 1567 г. Дома небольшой общины, которая до сих пор проживает в форте, группируются рядом с последними воротами - Рама Поул.

При входе в форт вы проходите мимо Шингара Чаури Мандира пятнадцатого века - великолепно украшенного джайнского храма, посвященного Шантинатху, шестнадцатому tirthankara. Перед ним стоит медленно разрушающийся Дворец Раны Кумбха пятнадцатого века, построенный правителем, который находился у власти в период величайшего процветания Мевара, этот дворец остается классическим примером Раджпутской архитектуры и увековечен как одно из мест, где совершался джохар. Поблизости расположен современный Дворец Фатех Пракаш, построенный для махараны в 1920-х гг., в котором находится маленький, тускло освещенный археологический музей, полный оружия (ежедневно с 10.00 до 16.30; 3 рупии). Также на территории дворца находится храм Кумбха Шиама, увенчанный пирамидальной крышей и высокой башней, в чьем святилище восьмого века помещено изображение Варахи, воплощения Вишну в кабана. Немного на юг стоит меньший храм с покрытой изящной резьбой башней, также построенный Раной Кумбха и посвященный Мирабай, Джодхпурской княжне и поэтессе, знаменитой своей приверженностью Кришне.

Главная дорога внутри форта продолжается на юг к центральной его части - Джайя Стамбху, устремленной ввысь “башне победы”, воздвигнутой Кумбхой, чтобы увековечить свою победу 1437 г. над мусульманским султаном Мехмудом Кхилджи Мальванским. На строительство величественной башни песочного цвета, девять этажей которой возносятся на 36 м, ушло целое десятилетие; ее стены покрыты богатой резьбой с изображениями мифологических сцен и персонажей из всех индийских религий, включая арабские надписи с хвалой Аллаху. За 1 рупию можно подняться по темной узкой лестнице на самый верх (ежедневно с рассвета до заката; в пятницу - бесплатно).

От башни мимо других красивых, но разрушенных храмов ведет тропа к Гаумукх Кунду, большому водоему, питаемому подземным источником, который струится сквозь резные коровьи (gau) рты (mukh). Из этого тихого, удаленного от главной дороги места открываются превосходные виды на равнины. Здания, расположенные далее на юг, включают Храм Калика Мата, первоначально, в восьмом веке, посвященный Сурии, но после реконструкции в 1568 г. перепосвященный Богине Матери. Резьба на внешних стенах включает изображения Сурии, стражей восьми направлений, а также фризы, на которых показано, как вспенивают океан боги и демоны - популярный миф о сотворении мира. Изображение Сурии охраняет главный вход в храм. Дворец Падмини, в настоящее время довольно обветшалый, стоит напротив, в центре водоема, в котором предположительно Ала-уд-дин-Кхальджи увидел княгиню.

Дорога продолжается на юг мимо оленьего парка до места, откуда сбрасывали на смерть предателей, и поворачивает на север вдоль восточного хребта. На пути расположено несколько храмов, но самым впечатляющим монументом является Кирти Стамбх. Вдохновившая на строительство башни победы, эта меньшая “башня славы” была построена Дигамбарами в качестве памятника первому tirthankara Адинатху, чье обнаженное изображение повторяется по всем ее шести этажам.