Мой город Москва

Удайгири и Кхандагири

Удайгири и Кхандагири

В шести километрах на запад от Бхубанешвара, за тенистыми проспектами его эксклюзивных пригородов, на прибрежной равнине стоит пара низких холмов. Более двух тысяч лет назад в пещерах, вырубленных в составляющем их податливом желтом песчанике, проживала община джайнских монахов. В настоящее время они практически заброшены, по ним лишь карабкаются полчища чернолицых обезьян лангуров и случайные группы туристов. Хотя эти пещеры не могут сравниться с пещерами Декана, Удайгири и Кхандагири (ежедневно с 8.00 до 18.00; 5 рупий), тем не менее, входят в число основных исторических памятников Ориссы.

Надписи показывают, что основная часть работ была выполнена династией Чеди, которая правила в древней Калинге с 1 века до н. э. В комплексе есть простые монашеские кельи для медитации и молитв, а также королевские палаты, в которых залы, веранды и фасады снаружи некоторых пещер украшены скульптурой с изображениями придворных сцен, пышных процессий, охоты, битв, танцев и множества домашних бытовых сцен из жизни аристократии Калинги. Более поздние дополнения (от средневековых времен, когда джайнизм в регионе больше не пользовался царским покровительством) - более простые и строгие и изображают двадцать четырех героических джайнских учителей-пророков, или тиртханкаров (“творцов переправы”).

Каждый год Удайгири и Кхандагири становятся местом проведения съезда садху. Примерно на неделю или около того в конце января пещеры и окрестные леса заполняются десятками странствующих святых, великолепных в их шафрановых одеяниях и со скрученными косичками, которые собираются на склоне холма, чтобы читать нараспев стихи из Гиты в трескучие звукоусилительные системы.

Из Бхубанешвара к пещерам можно добраться по дороге, которая следует вдоль древней паломнической тропы (ведущей, как полагают археологи, к ныне исчезнувшей ступе). Если вы встанете лицом к холмам с магистралью позади вас, Кхандагири (“Усеченный Холм”) окажется слева, а Удайгири (“Холм Восхода”) - справа. Лучше начинать осмотр с последнего, в котором находятся самые красивые образцы ранней резьбы по камню.

Удайгири

Пещеры Удайгири занимают довольно компактную территорию на южном склоне холма. Пещера 1 (Рани Гумпха или “Пещера Королевы”), расположенная справа от главной тропы, является самой большой и впечатляющей из всей группы. На длинном фризе вдоль задней стены изображены буйствующие слоны, испуганные обезьяны, сражения на саблях и похищение женщины, возможно, иллюстрирующие эпизоды из жизни царя Калинги Кхаравелы. В Пещерах 3 и 4 находятся скульптуры с изображениями льва, держащего свою добычу, и слонов с обвившимися вокруг них змеями, а также колонны, увенчанные парами необычайных крылатых животных. В Пещере 9, к которой можно пройти вверх по склону холма и направо, помещается поврежденный барельеф с фигурами, поклоняющимися давно исчезнувшему джайнскому символу. Предполагается, что фигура в короне является королем Чеди - Вакрадевой - чью дарственную надпись все еще можно различить под крышей. Внутри спальных келий всех пещер были специально построены глубокие желоба в задней каменной стене и на полу, чтобы по ним с крыши стекала дождевая вода, котрые представляли собой раннюю систему кондиционирования воздуха.

Чтобы добраться до Пещеры 10, возвращайтесь к главной лестнице и поднимайтесь к вершине холма. Популярное название этой пещеры - Ганеш Гумпха - происходит не от слонов перед пещерой, а от изображения слоновоголового Ганеши на задней стене правой кельи. Отсюда ступайте по тропе до выступа на самой вершине холма Удайгири, чтобы полюбоваться чудесными видами и посмотреть развалины старого зала чайтьи. Возможно, это было главное место поклонения джайнских монахов, которые жили внизу, и не исключено даже, что здесь находилсь легендарная Калинга Джина (Kalinga Jina) - своего рода исполненный по обету культовый предмет вроде и чаша Грааля, который Кхаравела нашел после того, как его унес царь Магадхи (южный Бихар).

Пониже руин находятся Пещера 12, выполненная в форме головы тигра, и Пещера 14 - Хатхи Гумпха - известная благодаря длинной надписи на древнем языке магадхи, вырезанной на ее свесе. Она в пылких выражениях повествует об истории жизни царя Кхаравелы, чьи подвиги, как на поле брани, так и иные, принесли состояние, необходимое, чтобы финансировать создание пещеры. Гиды получают большое удовольствие, показывая дырку в задней стене, которая, как они утверждают, являлась “отхожим местом царицы” - что, возможно, является просто грязным предположением, но каналы рядом с ней, похоже, действительно ведут от разрушенных резервуаров выше на холме.

Скромная коллекция разрушенных храмов и вырубленных в скалах пещер 5 века расположена всего в 6 км от Видиши, в Удайгири. Пещеры, многие из которых украшали индуистские и джайнские нищенствующие монахи, разбросаны по длинному, узкому выступу песчаника, возвышающемуся на фоне окружающих, похожих на лоскутное одеяло, желто-зеленых пшеничных полей. Это превосходная зона для исследования, особенно на одной из тонг, которые всегда крутятся возле автостоянки в Видише (40 - 50 рупий за поездку туда и обратно), хотя сюда легко также добраться на велосипеде из Видиши (велосипеды можно арендовать в магазинчиках на окраинах базара), или, если ваши ноги достаточно выносливы, из Санчи (1 - 2 часа). Неплохо захватить с собой запасы еды и воды, так как после Видиши магазинов уже нет.

По дороге из Видиши, левый поворот сразу после пересечения реки Бетвы, в 5 км не доезжая Беснагара, ведет на два или три километра вдоль аллеи, осеняемой легко покачивающимися кронами деревьев. При приближении к склону холма, дорога резко сворачивает налево по направлению к деревне. Сойдите с нее на этом повороте, у подножия почти вертикально отвесной скалы, и взбирайтесь по крутой лестнице к Пещере 19, входы в которую украшают полустертые, но красивые барельефы с изображениями богов и демонов, а также к джайнскому пещерному храму, расположенному на северном краю хребта. Внутри храма, у нижней части лестницы с неровными ступеньками, можно увидеть надписи периода Гуптов, а расположенные вдоль задней стены несколько поврежденных статуй тиртханкаров через естественно образованный балкон взирают на раскинувшиеся внизу сельские пейзажи. Отсюда вдоль хребта идет тропинка, она минует руины на вершине (возможно, развалины индуистского храма) и выводит к самым интересным пещерам, расположившимся напротив маленькой деревеньки с крытыми терракотовыми крышами домиками. Здесь должен быть смотритель чоукидар, который откроет вам двери.

Самый интересный экспонат — четырехметровое изображение Варахи — врезано в Пещеру 5. Вишну принял облик кабана, чтобы освободить богиню земли Притхви (устроившуюся на лотосе у его правого плеча) из клокочущего первобытного океана, представленного тут тонкими волнистыми линиями. Левая нога Варахи покоится на голове царя змей, на капюшоне из тринадцати голов кобр, а речные богини Ганга и Ямуна стоят по обе стороны, каждая держа сосуд с водой. Сзади можно увидеть Брахму — бога-творца — и Агни, ведического бога огня, а также всевозможных мудрецов и музыкантов. Вся сцена, характерная для многих индуистских памятников, рассматривается как аллегория завоевания северной Индии императором Чандрагуптой II. Пройдя вдоль задней стены Пещеры 5, вы увидите волнообразно изгибающиеся письмена брахми, высеченные в скале и датируемые 401 г. новой эры. За углом, в Пещере 7, выгравированы письмена, подробно повествующие об императоре Чандрагупте II, а еще дальше, в Пещере 13, находится трехметровая скульптура Вишну, возлежащем на космическом змее. В Пещере 4 имеется уникальный лингам, на котором лица Шивы и его супруги Парвати слиты в едином резном изображении. К югу, украшенная портиком Пещера 1, построенная в 4 веке, возможно представляет собой самое раннее прибежище отшельников.

Кхандагири

К пещерам на противоположном холме - Кхандагири - можно добраться либо по длинной лестнице, ведущей от дороги, прямо от главного входа в пещеры Удайгири, либо пройдя непосредственно от Хатхи Гумпха по лестнице, которая спускается от Пещеры 17. Последний путь приведет вас к Пещерам 1 и 2, известным как Татова Гумпха (“Пещеры Попугаев”) благодаря изображениям птиц на их входных арках. Пещера 2, вырубленная в 1 в. до н. э., больше и интереснее. Несколько слабо выделяющихся красных строчек письмом брахми на задней стене одной из ее келий, предположительно были нацарапаны две тысячи лет назад монахом, практикующимся в умении писать. Барельефы в Пещере 3 - Ананта Гумпха (“Змеиной Пещере”) - изображения змей украшают входы - представляют собой лучшие образцы скульптуры холма Кхандагири, хотя и сильно изуродованные в некоторых местах. Пещеры 7 и 8, расположенные слева от главной лестницы, представляли собой спальные помещения, переделанные в 11 в. в святилища. Стены обеих украшают барельефы с изображениями тиртханкаров, а также индуистских божеств, которые вошли в джайнский пантеон к тому времени, как происходила реконструкция. Пещера 9, последняя из достойных внимания, также была преобразована в период средневековья. В ней также имеются изображения тиртханкаров, хотя только три фигуры Ришабанатха в положении стоя (выполненные из черного хлорита) представляют интерес.

От джайнского храма 19 в. на вершине холма открываются хорошие виды на раскинувшийся внизу Бхубанешвар - до самого белого купола Дхаули.