Мой город Москва

Пури

Общие сведения

Пури - главный храмовый город штата - окутывает аура мистицизма и бурной паломнической деятельности. Здесь находится знаменитый храм Джаганнатха - который возносится над узенькими тесными улочками и колониальными пригородами подобно какой-то случайно оказавшейся здесь космической ракете. Кроме того, Пури является местом проведения одного из самых живописных религиозных празднеств - ежегодного Ратх Ятра. Пури интересен и в обычное время, когда нет праздников, с его фанатичной преданностью ежедневным нуждам Бога Джаганнатха и массой чудесных творческих способов прославления божества, в том числе изображениями его на чехлах для рикш, упаковках биди, и т.д., а также изготовлением кукол. Город остался удивительно нетронутым ужасным циклоном 1999 г, что кажется еще более невероятным, если вы только что проезжали мимо разрушений вдоль прибрежной дороги между Пури и Конараком

В Пури приезжают три разных типа людей: бенгальцы среднего класса, привлекаемые двойным удовольствием путешествия и совершения ритуала пуджа в храме; молодые западные и японские туристы, которых привлекает возможность непринужденного отдыха, и тысячи паломников, которые собираются сюда, чтобы почтить Бога Джаганнатха. За многие годы эти три группы облюбовали разные части города и придерживаются их. Все это создает довольно необычную и атмосферу, когда вы можете в мгновение ока перенестись из водоворота религиозного поклонения к морю и назад, к относительному спокойствию на веранде вашего отеля.

Сам город Пури не особенно привлекателен, он представляет собой смесь колониальных зданий и новых многоэтажных гостиниц, но благодаря пальмам и малому количеству транспорта, тут создается по-настоящему непринужденная атмосфера. Туристическая жизнь довольно приятна - здесь нет техно-рейвов или пляжных вечеринок, и все закрывается рано, но есть своебразное очарование и некоторое ощущение безвременья. Городской пляж довольно уныл и постоянно поглощается все новыми отелями, но до более чистых участков можно легко доехать на велосипеде.

Исторические факты

Ранняя история Пури, до того как он выдвинулся в качестве индуистского религиозного центра, довольно неясна. Известно, что окрестные леса были некогда территорией Шабаров - адиваси, доарийского племени, и что священное для буддистов место Дантапура (“город зуба”), где в святилище помещался один из зубов Будды, вероятно, также было здесь, но от тех древних времен сохранилось мало следов.

До 7 и 8 вв., Пури был не более чем провинциальным аванпостом вдоль прибрежного торгового пути, связывавшего Восточную Индию с Югом. А затем, благодаря его связи с индуистским реформатором Шанкарачарьей (Шанкарой), город появился на религиозной карте Индии. Шанкара сделал Пури одним из своих четырех матха, или центров практикования новой, более аскетичной формы индуизма. Святые со всего субконтинента собирались здесь, чтобы обсудить новую философию - эта традиция и по сей день сохраняется во внутренних дворах городских храмов. С прибытием Гангов в начале 12 в., религиозная и политическая значимость города еще более укрепилась. В 1135 г. Анантаварман Чодаганга основал великий храм в Пури и посвятил его Пурушоттаме (Purushottama) - одному из тысячи образов Вишну - что представляло собой амбициозную попытку интегрировать множество феодальных царств, недавно завоеванных Гангами. При династии Гаджапати в 15 в., название Пурушоттама изменилось на Джаганнатх (“Господин Вселенной”). Стех пор вишнуизм и поклонение Кришне, воплощению Вишну - стали доминировать в храме в качестве основной религии. Пури в настоящее время является одним из четырех наиболее благотворных паломнических центров Индии (dhams). Невозможно оценить точное количество людей, которое приезжает сюда каждый год, но в высокий сезон целых пять тысяч человек ежедневно вливается в город через автобусную и железнодорожную станции, а во время ежегодного Ратх Ятры, или “Праздника Колесниц” население достигает почти миллиона.

Туризм западного стиля, сосредоточенный в районе длинного городского песчаного пляжа, является сравнительно новым феноменом. Британцы первые определили потенциал Пури в качестве курорта. Когда они ушли, их бунгало захватили бенгальцы, только для того, чтобы делить пляжи с ежегодными потоками молодых курящих кальян западных туристов, привлекаемых в город обилием гашиша. Сегодня от этой эпохи сохранилось немногое. Благодаря согласованной кампании муниципалитета, направленной на то, чтобы очистить образ Пури, вся прежняя бурная жизнь свелась всего к горстке кафе и далека от бывшего огромного рая хиппи, которые некоторые все еще надеются здесь найти. Происходящее в настоящее время расширение строительства отелей - в основном многоэтажных бетонных сооружений, возвышающихся над окрестными пальмами, еще больше разрушило былую атмосферу.

Храм Джаганнатха

Массивный храм Джаганнатха в Пури является одним из четырех дхам, или “обиталищ божественного”, привлекающим сюда паломников, (ятри), чтобы провести три благотворных дня и ночи возле Бога Джаганнатха - главного божества. Теперешнее здание храма, копирующее более старый храм Лингарадж в Бхубанешваре, было воздвигнуто правителем династии Ганга Анантаварман Чодагангой в начале 12 в.

Посетители-неиндусы, несмотря на долговременный принцип храма “каста не преграда”, должны наблюдать за богослужением с плоской крыши Библиотеки Рагхунандан (пон - суб с 10.00 до полудня и с 16.00 до 20.00), расположенной прямо напротив главных ворот. Один из библиотекарей, держа в руках длинную палку, чтобы отгонять обезьян, проводит вас вверх по лестнице мимо библиотечного собрания пыльных фолиантов и рукописей на пальмовых листьях, к обзорному пункту, возвышающемуся над Восточными Воротами. Вы должны сделать пожертвование за эту услугу, но не верьте огромным суммам, записанным в журнале.

С крыши перед вами откроется прекрасный обзор на огромный деул, высотой в 65 м - самое высокое здание, намного выше всех остальных в этом регионе. Археологи удалили слой белой штукатурки с башни, открыв замысловатую резьбу, напоминающую скульптуру Лингараджа. Самую вершину храма венчает длинный алый вымпел и колесо (чакра) Вишну с восемью спицами, которые сообщают о присутствии внутри Бога Джаганатха.

Пирамидальные крыши смежных залов храма, (мандапа), ступенчато поднимаются к башне, подобно гряде горных пиков. Ближайший к святилищу зал - джагамонаха (Зал для Собраний) - является частью первоначального здания, но два других - более маленький ната мандир (Зал для Танцев) и бхога-мандапа (Зал Приношений), расположенный ближе всего ко входу - были пристроены в 15 и 16 вв. Эти залы очень оживлены в течение дня, когда верующие выстраиваются вереницей на даршан, а поздно ночью они оглашаются религиозной музыкой. Танцовщицы-женщины и трансвеститы (махари и готипуа) некогда исполняли здесь сцены из Гиты Говинды Джайядева - весьма любимой истории жизни Кришны - чтобы позабавить Бога Джаганнатха, его брата Балабхадру и сестру Субхадру. В наши дни религиозные драматические постановки часто заменяются мелодиями, исполняемыми на духовых инструментах.

Снаружи главного здания, на обнесенной стеной территории вокруг храма, стоят десятки вспомогательных алтарей, которые паломники также могут почтить во время своего визита. Поблизости, слева от огороженной территории, находятся кухни. Еду, приготовленную здесь, известную как махапрасад, благословляет сам Бог Джаганнатх перед тем, как ее едят. Говорят, что она настолько чистая, что даже кусок, взятый изо рта собаки и переданный брамину рукой Хариджана (“неприкасаемого”), очистит его тело от греха. Повсюду толкутся верующие с кусками разбитых горшков, наполненными далом и рисом; они могут поднести божеству еду только из несовершенной посуды, так как единственным совершеством этого мира является Бог Джаганнатх. Среди около десяти тысяч ежедневно принимающих махапрасад - шесть тысяч служителей самого храма. Эти слуги делятся на 96 наследственных и иерархических орденов, известных под названием чхатиша нийога, и включают священников, которые заботятся о нуждах божеств (чистке зубов, одевании, кормлении, подготовке их к послеполуденному отдыху и так далее), а также группы ремесленников, которые производят все материалы, необходимые для совершения дневных обрядов.

Хорошо ощутить атмосферу храма можно стоя перед главными воротами с восточной стороны. У замысловато украшенного входа обыкновенно толпятся группы ятри, некоторые из которых только что вышли из специальных автобусов, а другие босыми пробрались через толпы из ближних дхарамшал. Напротив ворот стоит колонна, которая некогда находилась перед храмом Сурии в Конараке, ее основание забрызгано киноварью и усыпано цветами. Она была привезена сюда в 18 в. маратхами и ее венчает фигура Аруны - возничего, управляющего колесницей бога солнца.

Окрестности храма

Запруженные толпами улицы вокруг храма Джаганнатха кипят деятельностью - коммерческой не менее, чем религиозной. Вдоль Grand Road - главной широкой магистрали Пури - протянулся бурный базар, многие из лотков которого специализируются на торговле рударакша мала (шиваитскими четками, состоящими из 108 бусин), аюрведическими лечебными средствами и вездесущими изображениями Бога Джаганнатха. Ищите также чудесные “религиозные карты” Пури. Индуистская мифология традиционно представляет место паломничества в виде раковины, состоящей из семи концентрических слоев с платформой богов в самом сердце и внешней третью, покрытой морской водой. Это не слишком поможет вам находить дорогу в городе, но зато будет превосходным сувениром.

Ведущая на юг от главной площади недалеко от храма, грязная Swargadwar (“Кремационная”) Road бросает вас в мир острых запахов, чайных и горок маслянистых сладостей с вьющимися над ними роями мух. Большую часть дня, вдоль улицы по всей ее длине сидят нищие перед горками риса и десяти-пайсовыми монетами, которые им бросают паломники. Вы также скорей всего увидите брахманов из храма с обнаженной грудью, выполняющих обряд омовения, со священными нитями, заложенными за уши, чтобы сохранить чистоту (ухо в индуизме является самой чистой частью тела, будучи ассоцированным с истоками Ганги). Продолжайте идти вниз по Swagadwar Road достаточно долго и в конце концов выйдете к сиянию солнца и морским бризам главного променада. Сама площадка для кремации, расположенная довольно далеко за южным углом пляжа, является одним из самых благоприятных погребальных мест Индии. Любопытные туристы, особенно те, которые размахивают камерами, определенно здесь не приветствуются.

Более приятной прогулкой от главной площади является путешествие к священным водоемам на севере города (которое лучше всего предпринимать на велосипеде). Следуйте вдоль северной стены храма Джаганнатха до небольшого дорожного перекрестка в дальнем углу, затем поверните направо и придерживайтесь этой узенькой извивающейся улочки примерно на протяжении километра, до тех пор пока вы не доберетесь до водоема Маркандешвара (Markandesvara). Это большое место для купания с крутыми берегами, говорят, было тем местом, где некогда проживал Вишну в образе дерева ним, пока его храм был глубоко похоронен под песчаной дюной. Никакого следа дерева здесь нет, но зато стоит взглянуть на храмы на южной стороне водоема, особенно самый маленький в группе, в котором находятся изображения божественного “трио”.

Если вы вернетесь отсюда обратно к той же улочке и будете следовать по ней вниз до первого дорожного перекрестка, а затем повернете налево и пройдете еще километр или около того, то окажетесь у Нарендра Сагара - самого священного водоема Пури. Посередине стоит маленький храм, соединенный с гхатом узеньким пешеходным мостиком. Во время ежегодного Чандан Ятра, сюда каждый день приносят на омовение божественную копию Бога Джаганнатха - Мандан Мохан. Сам храм украшен яркими фресками, которые можно сфотографировать, если вы уплатите фиксированную цену, указанную в объявлении рядом. В списке также перечислены службы, предлагаемые храмовыми пуджари, включающие совершенно неправдоподобные “бросание кости” и “бросание волос” - что указывает на роль водоема в качестве еще одного знаменитого места погребальных ритуальных обрядов Пури.

Музеи и мастерская Сударшан

Музей Солнечных Ремесел (Sun Crafts Museum) (ежедневно с 10.00 до 18.00; вход бесплатный), расположенный на пересечении VIP Road и Station Road, представляет собой интригующую маленькую экскурсию, посвящееную более коммерческой стороне феномена Бога Джаганнатха. Управляемый приверженцем Харе Кришна, этот музей содержит обширную коллекцию всех китчевых изображений божества и его брата и сестры. Имеется также мастерская, где тщательно окрашивают бесчисленные маленькие деревянные копии, вырезают фигурки из камня и изготовляют безвкусные одеяния для богов. Их посылают в центры ISKON по всему миру. В музее также хранится единственный сохранившийся экземпляр очень противоречивой интерпретации Джаганнатха, помещенного в центре христианского распятия. Это было символическим призывом к религиозной терпимости в свете недавней растущей враждебности между индусами и христианами Ориссы. Если вы попросите, распятие вам покажут.

В маленьком музее Пури (вт - воскр с 10.00 до 17.00; вход бесплатный), расположенном над туристическим офисом на Station Road, хранятся плохие копии церемониальных облачений божеств, а также модели ратх, использующихся в Празднике Колесниц. Вы не найдете здесь значительной информации, но горстка экспонатов снабжена пояснительными табличками и дополнена фотографиями.

Дальше вниз по дороге по направлению к железнодорожной станции, недалеко от святилища Шинто, находится мастерская Сударшан, которая представляет собой одну из немногих сохранившихся в Пури традиционных мастерских резьбы по камню. В кои-то веки похоже, что скульпторы и их ученики больше заинтересованы в самом искусстве, чем в том, чтобы продать свои произведения туристам, но они с удовольствием покажут потенциальным покупателям, как пройти в фабричный магазин, расположенный по-соседству. Большинство здешних произведений представляют собой большие религиозные изображения, красиво вырезанные из кхондалита - разноцветного камня, используемого в Храме Солнца в Конараке.

Пляж

В западной части города, вдоль Marine Parade (Приморское Место для Прогулок), атмосфера больше напоминает викторианский воскресный курорт, с рядом отелей, выстроившихся на другой стороне набережной и обращенных к пляжу. Этот участок является в значительной степени территорией внутренней туристической индустрии, и пляж здесь гораздо чище. В этом месте приятно побродить, и оно чрезвычайно оживляется после захода солнца, когда начинает действовать ночной рынок, хотя на многих из лотков не продают ничего, кроме безвкусных сувениров. Вдоль улицы выстроились кафе с едой быстрого приготовления, а подальше расположены многочисленные чайные и маленькие ресторанчики.

Местные рыбаки патрулируют пляжи в качестве водной охраны; их можно узнать скорее по треугольным соломенным шляпам и дхоти, чем по крепкому телосложению, они заходят в прибой со своими плоскодонными лодками и буквально держатся за руки, чтобы удержаться на ногах. Это может показаться излишним всем, кто привык к неспокойной воде, но откат прибойной волны каждый год забирает свои жертвы, поэтому слабым пловцам следует соблюдать осторожность. Когда рыбаки свободны от спасения жизней, они занимаются в конце пляжа у CT Road более традиционной починкой сетей и лодок. Эта рыбачья деревня является одной из самых больших в Ориссе, в течение дня десятки крошечных треугольных парусов лавируют взад и вперед вдоль побережья. Когда они пристают к земле, улов выгружается в корзины, чтобы женщины отнесли его на деревенский рыбный рынок, а тяжелые лодки вытаскивают на пляж. Лучше всего нанести сюда визит на рассвете, когда любуясь видом маленького флота, уплывающего к поднимающемуся над морем солнцу, вы сможете все-таки ощутить Пури по-настоящему экзотическим местом.

Окрестности Пури

Если пройти назад в глубь суши мимо кокосовых пальм, рисовых полей, илистых озер и рек, вы окажетесь среди многочисленных традиционных брахманских деревень, большинство из которых - вишнуистские. Два таких места, расположенных примерно в 12 км от Пури у дороги на Бхубанешвар, называются Бирапратапур и Ганганараянпур, там стоят крытые соломой дома из обожженной глины и дерева, многие раскрашенные веселыми узорами, и маленькие храмы, перед которыми установлены каменные рамы, используемые для подвешивания изображений божеств во время празднеств. У вас даже есть шанс набрести на дом астролога, который предскажет вам ваше будущее. Для тех, кто не слишком настроен утруждать себя, объезжая территорию на велосипеде, агентство Heritage Tours в Пури устраивает экскурсии с гидами в пару деревень примерно за 700 рупий за автомобиль, включая еду.