Мой город Москва

Бхубанешвар

Общие сведения

На первый взгляд Бхубанешвар может показаться удивительно скучным для города с населением, приближающимся к полумиллиону, и больше чем двухтысячелетней историей. Невыразительная архитектура пятидесятых годов и ряды быстро приходящих в ветхость бетонных торговых аркад там, где можно было бы ожидать увидеть экзотические базары. Кроме того, благодаря длинным трехполосным проспектам рассеивается напряженная атмосфера, свойственная обычно оживленным столицам штата. Однако за пределами современного спланированного города впечатление значительно улучшается. Среди глухих улочек и свалок южных пригородов затеряны остатки некоторых прекраснейших средневековых храмов Индии, свидетельствующих о гораздо более раннем и несравненно более вдохновенном строительном буме, чем тот, который последовал за Независимостью. Именно эти храмы, вне всякого сомнения, являются главными достопримечательностями города, они становятся еще более колоритными благодаря бурной религиозной жизни, которая продолжает по-прежнему кипеть вокруг них, особенно во время праздников.

Историческая справка

Бхубанешвар впервые появляется на исторической арене в 4 в. до н. э. в качестве столицы древней Калинги. Именно здесь Ашока воздвиг одну из наиболее хорошо сохранившихся на субконтиненте скал с эдиктами - которая до сих пор стоит на своем месте в 5 км на юг от Дхаули. При Чхеди древняя Калинга стала контролировать процветающую торговлю региона и превратилась в самую значительную северо-восточную морскую державу. Замысловатая скульптура, которая украшает комплекс джайнских пещер, вырубленных в склонах, возвышающихся над столицей холмов в Кхандагири и Удайгири, создает ощущение военной мощи и роскошного стиля жизни местных правителей.

Только в 5 в. н. э., после того, как исчезли Чхеди, Бхубанешвар снова вернул былую значимость. Являясь центром революционной секты Пашупата, город, известный к этому временем под названием Экамракшетра (Ekamrakshetra), стал ключевой базой распространения шиваизма - почитания Шивы и женского начала Шакти. Когда в 7 в. Сайлодбхавы (Sailodbhavas) сделали его своей столицей, богатство и мощь соединились с растущим религиозным рвением и Бхубанешвар по-настоящему вступил в свой “золотой век”. Ничто так не выражало процветание и уверенность в себе, присущие этой эпохе, как ее религиозная архитектура. Сообщают, что между 7 и 12 в., целых 7000 песчаниковых храмов было воздвигнуто вокруг Бинду Сагара (Bindu Sagar). Будучи одновременно пожертвованиями богам и символами власти, храмы эволюционировали от сравнительно скромных пропорций, излюбленных Бхаума-Карами (Bhauma-Karas) и Сомавамши (Somavamsis), до гигантского произведения Гангов - Лингараджа - места проживания Трибхубанешвара (Tribhubaneshwara), или “бога трех миров”, от которого город в конце концов заимствовал свое название. Их страсть к архитектуре, однако, не мешала средневековым правителям Бхубанешвара содержать достаточно сильные армии, чтобы сдерживать продвижение на восток ислама до конца 15 в. Когда Моголы все-таки наконец взяли город, они возместили потерянное время тем, что стерли с лица земли все, кроме нескольких храмов. После этого для Бхубанешвара наступила эра сравнительной безвестности. Только после Независимости, когда соседний город Куттак оказался перенаселенным до невозможности, он был официально объявлен новой столицей штата.

Город

  • Музей Штата Ориссы, расположенный в большом современном здании в начале Lewis Road (вт - воскр с 10.00 до 17.00, вход с 10.00 до 13.00 и с 14.00 до 16.00; 1 рупия) располагает коллекцией “племенных” артефактов, специально освещенных рукописей и различных археологических находок. В нижних галереях представлены образцы религиозной скульптуры, в том числе буддийские статуи периода до 12 в., монеты и дарственные надписи на каменных и медных дощечках, найденные в разрушенных городских храмах. В помещениях наверху находятся этнографические материалы из туземных сообществ Ориссы. Помимо тяжелых ювелирных украшений, музыкальных инструментов, оружия, орудий и изъеденных молью традиционных костюмов, там имеются репродукции читра мурия (chitra muriya) - народных фресок, украшающих стены и полы деревенских домов вокруг Пури. Настоящей достопримечательностью музея, однако, является коллекция старинной живописи и рукописей на пальмовых листах . Только в Национальном Музее в Нью- содержатся лучшие образцы этого традиционного вида искусства Ориссы.
  • На северо-западном краю города, недалеко от автобусной стоянки Барамунда на магистрали NH-5, находится антропологический Музей Человека (пон - суб с 10.00 до 17.00; вход бесплатный) Института Исследования Племен. Своеобразные культуры и искусство 62 различных племенных групп, разбросанных по всей Ориссе, большинство - в южных глубинных территориях, представлены в новейшем комплексе галерей. Сад снаружи музея заполняют дома групп адиваси, чья культура представлена в музее, и, в то время как большинство строений являются слишком идеализированными версиями реальных домов, настенная живопись, украшающая их внутри, более подлинная. За главным институтским зданием находится библиотека, в которой собрана обширная и очень пыльная, но не менее от этого интересная, коллекция всех когда-либо созданных книг и журналов, посвященных группам адиваси Ориссы.
  • Самая большая в Азии коллекция кактусов (ежедневно с 10.00 до 17.00; вход бесплатный) размещается на противоположной от Музея Человека стороне магистрали, в Ачарья Вихаре (Acharya Vihar). Эта финансируемая государством инициатива представляет собой действительно экзотическое вторжение в малоизвестный мир кактусов. В течение всего года многие из 1050 видов кактусов, выращиваемых здесь, находятся в цвету - живописное зрелище пылающих цветовых сочетаний и колючей ткани. Местные ботаники гордо продемонстрируют вам уникальные гибридные разновидности и эксперименты, проводимые на самих растениях и в первоклассных лабораториях. Недавно они обнаружили, что скромные кактусы могут вылечивать слоновую болезнь, которая выражается в сильной отечности конечностей и поражает много крестьян, выращивающих рис по всей Ориссе; это гомеопатическое средство было испытано с большим успехом, но ему еще только предстоит завоевывать рынок.
  • Столичный Рынок, расположенный в жилом районе вдоль Janpath, является именно тем местом, где хорошо покупать типичные орисские сотканные вручную ткани, ремесленные и ювелирные изделия. Все магазины тканей утверждают, что являются государственными, поэтому цены за красиво сотканные ткани и готовую одежду очень неплохие. В углу Unit Two East, рядом с кабачком, в котором подают еду быстрого приготовления, находится магазин - настоящая сокровищница - где продаются ремесленные и ювелирные изделия и ткани различных деревень и племен, по всем ценам можно торговаться. Попросите, чтобы вам разрешили поискать в пыльных шкафах, и вы вполне сможете наткнуться на одну или пару старинных масок.

Храмы Ориссы

Храмы Ориссы представляют один из наиболее своеобразных региональных стилей религиозной архитектуры Южной Азии. Чтобы понять здания, вы должны уметь идентифицировать традиционные черты, многие из которых сохранялись на протяжении тысячелетий. Они описаны в Шильпа Шастрах (Shilpa Shastras) - санскритских канонических текстах, которые подробно излагают специфику древних зданий и их символическую значимость.

В отличие от христианских церквей или мусульманских мечетей, индуистские храмы являются не просто местами поклонения, но и объектами поклонения сами по себе, будучи обиталищами “Божественной Космической Созидательной Сущности”, или определенного божества, помещенного внутри. Для индуса передвижение внутри храма сродни проникновению в тело самого Бога, которого можно на мгновение увидеть в алтарном помещении в момент даршана, или ритуального видения божества - что является кульминацией акта поклонения. В Ориссе эта концепция находит также выражение в технических терминах, используемых в шастрах для обозначения различных частей сооружения: ступня (pabhaga), голень (jangha), туловище (gandi), шея (kantha), голова (mastaka) и так далее.

Большинство храмов состоят из двух основных секций. Первой и наиболее впечатляющей является деул (deul), или башня святилища. Представляя собой возносящийся вверх криволинейный шпиль с квадратным основанием и скругленной вершиной, деул символизирует Меру, священную гору в центре вселенной. Его причудливо ребристые стороны, которые в более поздних зданиях разделены на прямоугольные выступы, называемые ратхами (raths), на которых обычно помещаются изображения дополнительных божеств, а вершина поддерживает сферическую амлу (amla) в форме лотоса (мотив, который происходит от благотворного фрукта, используемого в аюрведической медицине в качестве очищающего фактора). Над ней сосуд kalasha с напитком бессмертия венчает священное оружие главного божества - колесо (чакра Вишну), или трезубец (тришула Шивы). Само божество занимает камеру внутри деула. Известный под названием гарбха гриха, или внутреннее святилище, алтарь погружен полную темноту как во чреве, которая должна фокусировать сознание молящегося на образе Бога.

Джагамохана (Jagamohana, “радость мира”), которая примыкает к башне святилища, представляет собой портик, где собирается паства для чтения религиозных текстов и других важных церемоний. Ее пирамидальная крыша, которую образуют ряды сужающихся ступенек, резко контрастирует с мягко изгибающимися линиями башни. В более крупных храмах, таких как Лингарадж в Бхубанешваре и Джаганнатх в Пури, имеются также сооружения, которые располагаются в главном портике, в которых исполнялись музыка и танцы как часть храмовых ритуалов. Как и jagamohana, крыши nata mandir (танцевального зала) и bhoga-mandapa (зал для пожертвований) - пирамидальные. Все сооружение, вместе с меньшими вспомогательными алтарями (которые часто представляют собой более ранние храмы, построенные на этом месте), обычно помещается в обнесенном стеной внутреннем дворе.

На протяжении столетий, по мере того как техника строительства и мастерство совершенствовались, храмы Ориссы становились все величественнее и сложнее. Очень интересно проследить эту трансформацию по мере того, как вы переходите от более ранних зданий в Бхубанешваре к высшей точке архитектурных достижений региона - поразительному Храму Солнца в Конараке. Башни становятся выше, крыши приобретают дополнительные уровни, а скульптура, благодаря которой эти храмы славятся во всем мире, достигает степени сложности и утонченности, не превзойденной ни раньше, ни позднее.

Центральная группа

Компактная центральная группа у Lewis Road, за музеем и гостиницей OTDC Panthaniwas Hotel, включает в себя несколько самых прославленных храмов Бхубанешвара. Чтобы увидеть сначала самые старые, следуйте по пешеходной дорожке от главной улицы мимо Муктешвара Мандир (Muktesvara Mandir) и примыкающего к нему водоема до маленькой площади, вокруг которой выстроились лотки с прохладительными напитками и сувенирные лавки.

Парашумарешвара Мандир

Лучше всего сохранившийся и самый красивый из ранних храмов Бхубанешвара, богато украшенный Парашумарешвара Мандир (Parasumaresvara Mandir)стоит в тени огромного баньяна прямо за площадью, он был построен примерно в 650 г. н. э. Историки искусства бредят этим храмом, который, с его простым прямоугольным залом для собраний (jagamohana), простой ступенчатой крышей и приземистой башней в форме пчелиного улья (deul), олицетворяет господствующий в Ориссе стиль конца 7 в. Кроме самого качества наружной скульптуры храма, Парашумарешвара замечателен также тем, что отображает недавно произошедший в то время переход от буддизма к индуизму. Священник может указать панели с изображением Лакулиши - шиваита, призывавшего обращаться к этой вере, в значительной мере именно благодаря деятельности его секты произошло обращение Ориссы в индуизм в 5 в. На восточной стороне башни он появляется с четырьмя учениками у его ног, а на западной, над барельефом с изображением Шивы в образе Натараджи (Владыки Танца), он принимает позицию раскрывшегося лотоса, похожий как две капли воды на медитирующего Будду. По углам деул представлены еще более очевидные символы утверждения превосходства индуизма. Ищите вздыбленных львов с откинутыми назад головами, сидящих или стоящих над слонами - символами осажденной буддийской веры.

В других местах скульптура представляет в основном индуистский пантеон и сцены из мифологических повествований. В дальнем углу внутреннего двора стоит интригующий лингам - Сахасралингам (Sahasralingam), украшенный тысячью своих миниатюрных изображений.

Муктешвара Мандир

Назад по пути к главной улице стоит Муктешвара Мандир (Muktesvara Mandir), который часто определяют как “драгоценность” архитектуры Ориссы, он датируется серединой 10 в. и расположен в своем собственном обнесенном низкой стеной внутреннем дворике. По пути вы пройдете темно-зеленые воды маленького водоема Маричи кунд (Marichi Kund), который якобы излечивает бесплодие - что никак не объясняет его популярности среди шумных мальчишек-подростков.

Муктешвара была построена через двести лет после Парашумарешвары и представляет новый, более сложный стиль, который возник в Бхубанешваре. Джагамохана здесь имеет составную пирамидальную крышу, которую обычно ассоциируют с храмами Ориссы, а деул, хотя и напоминает по форме своего предшественника, больше акцентируется на вертикальных, а не горизонтальных линиях. И снова самой поразительной чертой является скульптура из песчаника. Прямо напротив главного входа стоит декоративная торана (ворота), которую венчают две женские фигуры в положении полулежа - шедевр Муктешвары. Оскалившиеся львы и карлики, обрамляющие окна со стороны портика, известные как мотив bho, почти столь же прекрасны. Священник храма может показать вам фигурки непочтительных, выбирающих у себя вшей обезьян вокруг решетчатых окон, и небольшую хитроумную панель, спрятанную среди орнаментов, покрывающих платформу основания: когда вы мысленно отбрасываете некоторые периферические детали, проявляются три отдельные танцующие нимфы. На альковной стене между деул и джагамохана находится интригующая панель с изображением животного типа лошади, взвившегося на дыбы как будто для того, чтобы сокрушить съежившуюся у его ног фигуру. В действительности животное состоит из девяти различных млекопитающих, если только вы сможете их различить. Поблизости, на краю террасы Муктешвары, стоит пример зрелой фазы храмостроения Ориссы. Незаконченный храм Сиддхешвара (Siddhesvara) был воздвигнут в 11 в., более или менее в то же самое время, что и Лингарадж, но он далеко не столь впечатляющий. Изображения менее значительных божеств вокруг башни - Ганеши и Карттикейи (сыновей Шивы), а также непомерное количество издающих пронзительные звуки проживающих здесь летучих мышей, практически исчерпывают его достопримечательности.

Восточная группа

Чтобы добраться до первой из более разбросанных групп храмов - восточной группы - до которой от Муктешвары потребуется пройти десять-пятнадцать минут пешком, отправляйтесь обратно вверх по Lewis Road до перекрестка, затем поверните направо на Tankapani Road и следуйте по ней до тех пор, пока не дойдете до парка, который будет от вас с правой стороны.

Раджрани Мандир

Хотя он так никогда и не был закончен, храм 12 в. Раджрани Мандир (с восхода до заката ежедневно; 2 рупии) входит в число самых красивых из более поздних храмов Бхубанешвара. Название храма относится к особому песчанику rajarania (желто-розовому), используемому при строительстве храма. Если смотреть с дальнего конца хорошо орошаемого сада, в котором стоит храм, самой необычной чертой здания представляются очертания его деула с последовательными выступающимим ярусами, образующими изящную восемнадцатиметровую башню. Подойдя ближе, вы сможете различить множество скульптурных фигур, которыми славится Раджрани. Лучшие из них расположены вокруг башни, примерно в 3 м от земли. Дикпала (Dikpalas, “стражи восьми направлений”) являются божествами, которые “защищают” главный алтарь. Окруженные своими средствами передвижения и атрибутами, они составляют разительный контраст ленивым и соблазнительным позам восхитительных женских фигурок (nayikas), расположенных между ними.

В сравнении с башней святилища, портик Раджрани выглядит простым и незаконченным. Для некоторых значительно больший интерес могут представлять рукописи на пальмовых листьях, которыми торгуют в саду храма. Несомненно вдохновленные выгодным примером Кхаджурахо, предприимчивые местные художники стараются компенсировать сравнительное отсутстсвие эротической скульптуры, применяя одно из самых древних искусств Ориссы для иллюстрации Кама Сутры. Результаты иногда оказываются почти сюрреалистическими.

Брахмешвара Мандир

От Раджрани нужно пройти некоторое расстояние вверх по Tankapani Road до поворота к Брахмешвара Мандир, который находится в 500 м справа. По пути вы пересечете канал, первоначально проложенный королем Кхаравела (King Kharavela) в 1 в. до н. э., и пройдете мимо открытой территории слева от дороги со странной формы храмом Бхаскарешвара (Bhaskaresvara) посередине. Храм незакончен, но в нем находится интересный трехметровый лингам, помещенный внутри двухэтажного интерьера, который, согласно утверждениям археологов, некогда был колонной Маурьев.

В отличие от большинства его соседей, в храме Брахмешвара 11 в., расположенном в конце немощеной дорожки напротив входа в Бхаскарешвару, все еще находится живое божество, на что указывает вымпел шафранового цвета, развевающийся над святилищем. Пройдя через ворота в высокой стене, которой огорожен храм, вы окажетесь перед маленьким, задрапированным тканью изображением Лакшми. Кроме того, вы увидите здесь фигуры дикпала по углам, а также свирепую Чамунду на западном фасаде (изображенную стоящей на трупе с трезубцем и отделенной от туловища головой в руках). Изогнувшиеся девы любуются собой в зеркалах, или - на панелях вокруг башни - непринужденно отвечают на ухаживания своих супругов. Надпись, в настоящее время утерянная, свидетельствовала, что некая царица Ковалавати однажды пожертвовала этому храму “много красивых женщин” - что, возможно, доказывает, что девадаси (devadasis), храмовые танцовщицы, которым суждено было стать впоследствии характерной чертой храмовой жизни Ориссы, уже появились здесь, в более раннем периоде. К сожалению, жрецы храма не склонны позволять неиндусам входить внутрь весьма колоритного святилища на даршан, или чтобы взглянуть на шивалингам. Там стоит величественная статуя Нанди, быка Шивы, яички которого отполированы на протяжении многих лет верующими, которые касаются их на пути в храм, что должно оказывать благотворное влияние; а внутреннее святилище, богато украшенное резьбой и освещенное масляными лампами, наполнено дымом благовоний и опьяняющим ароматом пропитанных маслом цветов, оставленных здесь в качестве приношений пуджа.

Группа Бинду Сагар

Самая большая группа храмов сосредоточена вокруг Бинду Сагара< (“водоема с каплю океана”), расположенного в 2 км на юг от центра города. Это маленькое искусственное озеро, упоминаемое в пуранах, само по себе обладает большой религиозной значимостью. Говорят, что этот водоем содержит нектар, вино и воду из самых священных рек мира, он является главным местом омовений для паломников, посещающих город, и для божества Лингараджа, которое приносят в расположенный посередине озера павильон раз в году, во время ежегодного Праздника Колесниц (Ашокастами) для ритуального очистительного омовения. Часы в моменты восхода и заката, когда жители близлежащих дхармашал выстраиваются вереницей вдоль задымленных благовониями улочек, чтобы помолиться у гхатов, являются самым лучшим временем, чтобы здесь побродить.

Лингарадж Мандир

Сразу на юг от Бинду Сагара стоит самый стилистически развитый храм во всей Ориссе. Построенный в начале 11 в. царями династии Ганга, за сто лет до храма Джаганнатха в Пури, массивный Лингарадж Мандир остался во многом живым святилищем. Маленькая площадь напротив главных ворот все еще полна паломников, держащих бананы и кокосы, купленные на ближних красочных лотках, чтобы сделать приношение в качестве прасада Трибхубанешваре (Tribhubaneshwara) - местному божеству. Иностранцы не могут входить в храм, но здесь имеется обзорная платформа, которая возвышается над северной стеной, за углом от главного входа. Отсюда видно все четыре основных секции здания. Две расположенные ближе ко входу - bhoga-mandapa (Зал Приношений) и nata mandir (Зал Танца, связанный с формированием храмового танца - ) - обе являются более поздними дополнениями к храму. Если у вас есть бинокль, вы вполне сможете различить некоторые образцы прекрасной скульптуры, изображающие ритуалы с музыкой и танцами, которые некогда происходили внутри.

Будучи даже больше огромной джагамохана, обильно украшенной чудесной резьбой по камню и увенчанной характерной пирамидальной крышей, гигантский 45-метровый деул является буквальной и эстетической вершиной Лингараджа. Обратите внимание на вздыбившегося льва, выступающего на изогнутых сторонах башни, и попранного слона под ним - еще один символ триумфа индуизма над буддизмом. Вершину типичного для Ориссы изображения уплощенной ребристой сферы (alma), поддерживаемой грифонами, венчает трезубец Шивы. Так же как и в храме Брахмешвара, длинный шафрановый флаг заявляет о живом присутствии внизу божества.

Само святилище внутри очень необычно. Массивный, 2,5 м толщиной сваямбху лингам (что буквально означает “саморожденный”), который оно содержит, одна из двенадцати jyotrilinga Индии, известен как “Хари-Хара”, потому что считается наполовину Шивой, наполовину Вишну - необыкновенной смесью, которая предположительно стала возможна потому, что в 12 и 13 вв. вишнуизм начал преобладать над шиваизмом. В отличие от других лингамов, которые ежедневно омываются отваром из крапчатого болиголова, лингаму Сваямбху брахманы подносят возлияние из риса, молока и бханга. Еще одной своеобразной чертой святилища является то, что в нем нет потолка. Вместо этого, крыша поднимается до самой вершины башни.

Вайтал Деул Мандир

Ступайте налево от обзорной платформы Лингараджа и вверх по главной улице к храму Вайтал Деул (Vaital Deul), одному из самых старых зданий группы, который представляет собой настоящий праздник тантрического искусства. Храм был построен примерно в 800 г. в стиле, определенно отличном от всех современных ему зданий Бхубанешвара, с множеством заимствований от более ранних буддийских сооружений (башня в южноиндийском стиле, называемая kakhara по аналогии с орисской тыквой, напоминает арки чайтий, обнаруженные в вырубленных в пещерах скалах). Вайтал Деул также отличают несколько образцов чрезвычайно искусной резьбы по камню. Среди панелей с изображениями индуистских божеств, покрывающих внешние стены, можно кое-где встретить примеры ранней индийской эротической скульптуры, которая предположительно представляет собой каталог позиций, используемых в тантрических ритуалах, которые происходили внутри.

Как только ваши глаза привыкнут к темноте внутренней части храма, или если вы принесли с собой фонарь, вы тут же поймете, что это не был обычный храм. Даже если вы пропустили указатель снаружи перед входом (с изображением четырехгранного лингама, используемого для привязывания жертвенных подношенй), гротескные образы, украшающие стены джагамоханы, графически передают мрачную природу эзотерических ритуалов, некогда здесь совершавшихся. Дурга, в самом ее ужасающем аспекте в виде Чамунды, выглядывает из полусвета за решеткой в дальнем конце зала - ее иссохшее тело, увешанное гирляндами черепов, с совой и шакалом по бокам, стоит поверх разлагающегося трупа. Перед ней, справа от двери, с пола поднимается еще более кошмарная фигура человека, наполнившего свою сделанную из черепа чашу кровью соседнего обезглавленного тела. Весь ужасный фриз заполнен отрубленными головами и шакалами, глодающими трупы.

Окрестности Бхубанешвара

Осмотр ряда мест вокруг Бхубанешвара стоит сочетать с однодневной экскурсией по городу. В пятнадцати минутах езды на авторикше от центра расположены пещеры 2 в. до н. э. в Кхандагири и Удайгири, которые позволяют познакомиться с историей региона до подъема индуизма. В Дхаули<, который находится у главной дороги в Пури, находится еще более старый памятник: наскальный эдикт, датируемый эпохой Маурьев, увековечивающий битву 260 г. до н. э., которая дала императору Ашоке власть над восточными морскими портами и таким образом позволила его миссионерам распространять государственную религию по всей Азии. Пипли, расположенный в 20 км на юг, славится своими аппликациями и красочными абажурами.