Мой город Москва

Удджайн

Общие сведения

Расположенный на берегах священной реки Шипра (Shipra), в 55 км на север от Индора, Уlдджайн является одним из семи наиболее святых городов Индии. Наряду с Харидваром (Haridwar), Насиком (Nasik) и Праягой (Prayag, рядом с Аллахабадом - Allahabad), он каждые двенадцать лет устраивает крупнейшие религиозные собрания Кумбха Мела (Kumbh Mela) , последнее из которых, состоявшееся в 1992 г., привлекло сюда для совершения омовений, согласно оценкам, пятнадцать миллионов паломников; огромные количества людей, в том числе обнаженные садху, теснились у воды, в ожидании возможности смыть несколько жизней накопившейся дурной кармы. В обычное время, когда нет никаких празднований, в Удджайне хорошо наблюдать за паломниками и местными богомольными жителями во время их ежедневных ритуалов, когда они посещают храмы и пьют чай. Повсюду вокруг храмов можно видеть самые популярные проявления современного индуизма, с выставленными на продажу всеми разновидностями молитвенных атрибутов, яркими лампочками и пластиковыми цветочными гирляндами. Внизу у гхатов женщины хлопают по мокрым сари, пытаясь таким образом их высушить, пока намыленные дети плескаются в воде, а сонные пуджари ведут свою торговлю перед рядами оранжевых и белых святилищ на берегу реки. Храмы, возвышающиеся позади гхатов, великолепны на закате, а звон колокольчиков и разносящийся вокруг запах благовоний придают этому колоритному месту ощущение существования вне времени.

Исторические факты

Раскопки на севере от Удджайна обнаружили следы поселений еще в 8 веке до н. э. Древний город являлся крупным региональным центром при династии Маурья (Ашока был здесь какое-то время губернатором в период правления своего отца), когда он назывался Авантика (Avantika) и находился на главном торговом пути, соединявшим северную Индию с Месопотамией и Египтом. Согласно индуистской мифологии, Шива позднее переименовал город в Удджайини, что означало «Тот Кто Побеждает с Гордостью», чтобы отметить свою победу над королем-демоном Трипури. Чандрагупта II, который славился своим покровительством искусствам, также правил отсюда своей страной в 4 и 5 веках н. э. Среди Nava Ratna, или «Девяти Драгоценностей» его двора был выдающийся поэт Калидаса, в чьей очень популярной поэме Медхадатта («Облако-вестник») содержится лирическое описание города и его обитателей.

В 1234 г. Удджайн перешел во владение Илтутмиша, который воздвиг большую часть его храмов. Впоследствии в столице Мальвы правили султаны Манду, Моголы, а также раджа Джай Сингх из Джайпура, который создал, наряду с другими проектами обновления по всей Индии, обсерваторию Ведха Шала (Vedha Shala) (Удджайн расположен на индуистском первом меридиане долготы). Звезда Удджайна стала клониться к закату с начала 18 века, за исключением периода шестилетнего возрождения между прибытием в 1750 г. Скиндиев и их отъездом в Гвалиор. В настоящее время в близлежащем Индоре проходит большая часть всей промышленной деятельности региона, а Удджайну, с его населением в 367 000 человек, приходится зарабатывать себе на жизнь более традиционными средствами.

Город

Западная Железная Дорога проходит прямо посередине города, точно разделяя его на просторные и богатые жилые пригороды на юге и более интересные, плотно застроенные улицы на северо-западе от станции. Если вы не потратите целый день на хождение по базару, осмотр достопримечательностей в Удджайне обычно подразумевает ознакомление с храмами и короткий поход на юг от гхатов, чтобы посетить обсерваторию Ведха Шала.

Махакалешвар Мандир и Харсиддхи Мандир

Главная достопримечательность Удджайна, Махакалешвар Мандир (Mahakaleshwar Mandir), расположен на возвышенности у реки и представляет собой логическое начало экскурсии по городу. Гигантская, выкрашенная краской шафранного цвета башня его святилища, современная замена той, которую разрушил в 1234 г. Илтутмиш, высоко возносится над комплексом мраморных двориков, водных резервуаров и фонтанов, обозначающих присутствие внизушивалингама, который входит в число самых значительных в Индии.

Помещенный в крошечной подземной камере лингам установлен на твердом серебряном постаменте и весь увешан подношениями из цветов, оставляемыми постоянным потоком прихожан. По всему святилищу перед лингамом простираются молящиеся, а воздух наполнен запахом дымящихся благовоний и монотонным гулом читаемых молитв. Этот лингам является одним из двенадцати джотрилингамов Индии - «лингамов света», энергия сущности которых, или шакти, происходит из самой земли, а не столько из ритуалов, выполняемых вокруг него, и считается исключительно мощным, особенно у тантрических последователей, что объясняется его необычным положением, при котором он обращен на юг. Узкий проход ведет из святилища в примыкающий к нему внутренний дворик, где несколько более современных дополнительных святилищ посвящены супруге Шивы Парвати и их двоим сыновьям, Ганешу и Картикейе.

От Махакалешвар Мандира ступайте вниз по холму, мимо резервуара Рудра Сагар, к другому процветающему храму. Согласно индуистской мифологии,Харсиддхи Мандир (Harsiddhi Mandir) является тем местом, куда упал локоть Парвати, когда Шива уносил ее горящее тело с погребального костра. С тех пор храм стал центром поклонения Деви. На его главной площади, построенной маратхами в 18 веке, размещены (слева направо) образы Махалакшми (богини счастья и достатка), Аннапурны (богини-подательницы пищи) и Сарасвати (богини мудрости и учености).

Гопал Мандир

Расположенный в конце суматошной рыночной площади, в самом сердце базара, живописный Гопал Мандир (Gopal Mandir) был воздвигнут одной из рани Скиндиа в начале 19 века. Представляя собой смесь моголских куполов, мавританских арок и высокой индуистской башни святилища, храм является прекрасным примером маратской архитектуры. Посеребренные двери внутреннего святилища были поставлены сюда Махаджи Скиндиа, которая возвратила их из Лахора после того, как они были унесены мусульманскими грабителями. В помещении самого святилища, отделанного мрамором, серебром и перламутром, располагаются образы главного божества храма, Гопала (Ганеши), вместе с его родителями - Шивой и Парвати.

Ведха Шала

Кроме того, что он являлся крупным религиозным центром, Удджайн был местом рождения математической астрономии в Индии, исследования движения звезд и планет проводились здесь со времен Ашоки. Позднее индуистские астрономы провели через город первый меридиан долготы и тропик Рака - причина, по которой раджа Джайпура Джай Сингх, правитель Мальвы при могольском императоре Мухаммед Шахе, избрал это место для еще одной из своих сюрреалистических обсерваторий под открытым небом. Построенная в 1725 г., Ведха Шала (ежедневно с восхода до заката; вход бесплатный) лежит в 1 км на юго-запад от железнодорожной станции, над изгибом реки Шипры. Комплекс не похож на более известные обсерватории Дели и Джайпура, Джантар Мантар, но он сохранился в прекрасном состоянии и в нем работают очень профессиональные гиды, предоставляющие исчерпывающую информацию (их услуги бесплатны), а также он оборудован хорошими пояснительными материалами. Местные астрономы до сих пор пользуются пятью приборами обсерватории, или янтрами, для составления астрономических таблиц (диаграмм, предсказывающим положение планет), которые можно приобрести на территории комплекса.