Мой город Москва

Орчха

Общие сведения

Орчха, в буквальном переводе «спрятанное место», безусловно соответствует своему названию. Томящаяся среди заросшего кустарником леса, в 18 км на юго-востоке от Джанси, бывшая столица Бундельской (Bundela) династии стала обязательным пунктом посещения для потока туристов, направляющегося в Кхаджурахо вдоль пролегающей мимо автострады. Покинутый средневековый город, с его заляпанными гуано храмовыми шикхарами, заброшенными дворцами — хавели и заросшими сорной травой кенотафами из песчаника, представляет собой настоящую архитектурную драгоценность, забытую на берегах неторопливой реки Бетвы - пристанища полчищ чернолицых лангуров, ястребов и кружащих над головой стай ярко-зеленых длиннохвостых попугаев.

Столпившиеся у подножия экзотических руин аккуратно выкрашенные домики и рыночные лотки сонной деревушки, а также пара привлекательно выглядящих отелей, делают это место прекрасной зоной отдыха, где можно расслабиться после суеты крупных городов.

Исторические факты

Согласно одной из легенд, название династии, основавшей Орчху - Бундела - происходит от имени одного из предков 11 века, который пожертвовал пять отсеченных голов (или пять капелек собственной крови) горной богине Виндхьябатхе — деяние, благодаря которому он заслужил эпитет «Vindhyela», или «тот, кто совершил приношение кровью». Изгнанный своими братьями с родной земли около Варанаси, Виндхьела и его потомки странствовали по центральной Индии, пока не осели, наконец, в Гаркхундаре (Garkhundar), первой столице Бунделькханда (Buldelkhand). Гонимые Делийским султаном Туклуком (Tuqluq) в конце 15 века, Бунделы переместились на 45 км в более отдаленное и лучше защищенное место в джунглях. Старая мальванская сторожевая застава в Орчхе, размещенная на островке, образованном резким изгибом реки Бетвы, оказалась идеальной позицией для управления регионом, когда власть Туклука пришла наконец в упадок.

Работы над величественными укреплениями, дворцами и храмами Орчхи были начаты раджой Рудра Пратапом (Rudra Pratap) вскоре после переезда и продолжились и после того, как в 1531 г. он погиб, пытаясь вырвать корову из когтей тигра. Впоследствии судьба династии зависела от доброй воли их могущественных соседей - Моголов. После того, как он потерпел поражение в битве с Акбаром, гордый и благочестивый Мадхукар Шах (Madhukar Shah) чуть не подписал смертный приговор своему клану, появившись при имперском дворе с красным тилаком на лбу — знаком, запрещенным непоколебимым в вере мусульманским императором. Однако, к счастью для Бунделов, смелый жест Мадхукара пробудил уважение Акбара, и оба они стали друзьями - союз, который свято хранил в последующие годы самый прославленный раджа Орчхи - Бир Сингх Део. Задолго до того как он взошел на престол, честолюбивый молодой Бундела понял важность правильных взаимоотношений со своим партнером в Дели, принцем Салимом. В 1601 г. он умертвил ненавистного врага принца - Абдул Фазала (Abdul Fazal) - и послал Салиму на блюде его отрубленную голову. Это убийство привело в ярость Акбара, но никогда не было забыто его сыном, который, когда он стал императором Джахангиром (Jahangir) в 1605 г., вознаградил Бир Сингха Део за этот жестокий поступок, оказав помощь при захвате трона Бундела у его старшего брата Рам Шаха.

Во время своего 22-летнего правления Бир Сингх Део воздвиг в общей сложности 52 форта и дворца по всему региону, в том числе цитадель Джанси, лабиринт Нарасинг Дева в Датии, а также многие из прекраснейших зданий Орчхи. В 1627 г. он был убит бандитами во время своего возвращения из Декхана с полным трофеев караваном верблюдов. В дальнейшем отношения Бунделькханда с Моголами быстро испортились. Последовали атаки армий Шах Джахана, Аурангзеба и маратхов, а следующие в 18 веке одно за одним крестьянские восстания джатов окончательно заставили Бунделов бежать из Орчхи в относительно безопасный Тикамгарх (Tikamgarh). С тех пор , за исключением Шиш Махала (Sheesh Mahal), в настоящее время преобразованного в небольшой отель, величественные монументы эпохи этой династии оставались практически заброшены.

Памятники

Хотя все лучше всего сохранившиеся разбросанные по Орчхе дворцы, храмы, гробницы и сады (ежедневно с 9.00 до 17.00; «дневной паспорт» на проход во все монументы: стоимость для иностранцев - 30 рупий; фотосъемка - 20 рупий, видеосъемка - 50 рупий) лежат близко, в пределах видимости, и до них можно добраться пешком - если бежать сломя голову, их можно обойти за один день - чтобы увидеть все по-настоящему, вам надо рассчитывать остаться здесь на ночь. Если вы хотите получше познакомиться с историей дворцов и правильно оценить значимость их настенной живописи, вам стоит приобрести прекраснуюзапись экскурсии с магнитофоном MPTDC, в которой рассказывается обо всех достопримечательностях (2 часа; 50 рупий плюс 500 рупий депозит, кассету с магнитофоном можно получить в главном билетном офисе и в отделе размещения отеля Sheesh Mahal). Запись создает живую атмосферу, а легко воспринимаемый комментарий сопровождается средневековой индийской музыкой.

Радж Махал и Радж Правин Махал

Строительство первого здания, к которому вы приблизитесь перейдя средневековый гранитный мост Орчхи, Радж Махал (Raj Mahal) было начато Рудрой Пратапом, а завершено одним из его преемников, необузданным Мадхукар Шахом. От конца моста пройдите налево перед главным входом, а затем поверните направо, не доходя до отеля Sheesh Mahal. Второй из двух расположенных внутри прямоугольных двориков, которым пользовались некогда рани Бундела, самый впечатляющий. Обширные королевские апартаменты, приподнятые балконы и взаимопересекающиеся проходы симметрично расположены по ярусам со всех четырех сторон, их венчают башенки и павильоны с куполами; апартаменты, выступающие внутрь четырехугольника на первом этаже, принадлежали самым любимым королевам. Когда вы будете ходить вокруг, ищите фрагменты зеркальных инкрустаций и выразительной живописи, украшающих стены и потолки. Некоторые из фризов все еще в отличном состоянии, на них изображены разнообразные воплощения Вишну, сцены придворной жизни и охоты, а также оживленные празднества с танцорами, музыкантами и фокусниками. Проживающий здесь чоукидар является одновременно прекрасным гидом.

По тропинке, ведущей от Радж Махала по северной стороне холма, можно дойти до Радж Правин Махала (Raj Praveen Mahal), который представляет собой маленькую, двухэтажную кирпичную резиденцию, построенную раджой Индрамани в середине 1670-х гг. для своей наложницы. Одаренная поэтесса, музыкант и танцовщица, Рай Правин (Rai Praveen), очаровала могольского императора Акбара, когда ее прислали ему в качестве подарка, но в конце концов была возвращена в Орчху, где и прожила остаток своих дней. В расположенном среди хорошо орошаемых лужаек садов Ананд Махал (Anand Mahal) доме имеется главный зал для собраний на первом этаже (который использовался для музыкальных и танцевальных представлений), будуар наверху, а также прохладные подземные апартаменты.

Джахангир Махал

Памятник Орчхи, вызывающий самое большое восхищение - Джахангир Махал (Jahangir Mahal) - был построен Бир Сингхом Део в качестве монументального приветственного дара могольскому императору, когда в 17 веке он прибыл сюда с государственным визитом. Джахангир прибыл чтобы наградить своего старого союзника мечом Абдул Фазала - своего былого врага, которого Бир Сингх убил за несколько лет до того. Вход во дворец украшают нарядные церемониальные ворота, а на главном, обращенном на восток фасаде все еще сохранилась отделка бирюзовой плиткой. По обеим сторонам лестницы стоят два каменных слона, держа в хоботах колокольчики, которые должны были возвещать о прибытии раджи. Снова три этажа с элегантными нависающими балконами, террасами, апартаментами и куполами в форме луковицы, украшающих центральный внутренний двор. Этот дворец, однако, с его бесчисленными окнами и ажурными каменными перегородками, обращенными к экзотическим очертаниям Орчхи на западе и морю волнующихся древесных крон и разрушенных храмов с другой стороны, при сравнении с другими дворцами отличает ощущение гораздо большей легкости.

Шиш Махал

Построенный в начале 18 века, долгое время спустя после того, как Орчха была покинута, Шиш Махал («Дворец Зеркал») первоначально планировался как эксклюзивная сельская резиденция для местного раджи - Удайт Сингха (Udait Singh). После 1947 г. дворец перешел в собственность правительства штата, которое переделало его в отель. Это довольно приземистое здание расположено между Радж Махалом и Джахангир Махалом, на дальнем конце открытого с боков двора. Покрытый слоем побелки и лишенный большей части своих персидских ковров и антиквариата, дворец мало сохранил от своего былого великолепия, хотя с его верхних террас и башенок по-прежнему открываются изумительные виды. Единственные комнаты, куда стоит заглянуть - при условии если они не заняты (уточните в отделе размещения) - это роскошные номера один и два, в их ванных комнатах все еще сохранилась первоначальная отделка.

Окрестности поселка

На территории деревни у холма разбросано несколько интересных памятников. Рам Раджа Мандир стоит в конце маленького базара, в прохладном, выложенном мрамором дворике. Местная легенда гласит, что Мадхукар Шах построил это здание в качестве дворца для своей жены, рани Ганеша, и оно стало храмом после того, как изображение Рамы, которое королева почтительно несла всю дорогу из своего родного города Айодхья, оказалось невозможно сдвинуть с того места, куда она его впервые поставила. Похоже, бог согласился переместиться только при условии, что его немедленно водворят в его собственный, построенный для него храм. Однако, когда рани вернулась в Орчху, она пришла в смятение узнав, что храм Чатурбхудж (Chaturbhuj) все еще не достроен. Верное своему слову божество, когда пришло время перенести его в новое святилище, осталось приклеенным к полу, где оно с тех пор так и стоит. В настоящее время, желто-розовый Рам Раджа Мандир является популярным местом паломничеств. Во время крупных празднеств, посвященных Раме, тысячи его почитателей собираются перед нарядными серебряными дверьми в ожидании лицезрения украшенного гирляндами божества.

С огромными заостренными башнями, вознесшимися высоко над деревней, храм, первоначально построенный для образа Рамы рани Ганеша, Чатурбхудж Мандир, как кажется на первый взгляд, вполне достоин этой чести. Крестообразной формы, символизирующей четверорукого Вишну, с семью этажами и просторными дворами, окаймленными изогнутыми балконами, он представляет собой превосходный образец королевского стиля Бунделькханда, вдохновленного Моголами, но также несущего на себе следы влияния раджпутского, персидского и европейского вкусов. Он необычен для индуистского храма, в нем очень мало резьбы и очень много места - возможно для того, чтобы вместить последователей культа бхакти (bhakti) (форма богопочитания, в котором принимают участие большие общины прихожан, а не только ограниченная элита священнослужителей). По узким лестницам между этажами можно подняться на крышу храма, ее украшает ажурная шинкхара, в нишах которой гнездятся ястреба.

На другой стороне Рам Мандира через декоративный сад в моголском стиле Пхул Багх (Phool Bagh) ведет тропинка к Хардаулу ка Баитака (Hardaul ka Baitaka), большому павильону, где второй сын Бир Сингха - Хардаул - союзник Джахангира и романтический герой, некогда собирал свой двор. Молодожены приходят сюда испросить благословения Хардаула; он был отравлен своим ревнивым братом, который обвинил его в близости с невесткой (своей женой). Высокие башни, поднимающиеся над садами подобно заброшенным опорам моста, представляют собой dastgirs (дословно - «ловцы ветра») - охлаждающие башни, которые обеспечивали кондиционирование воздуха в соседнем дворце - Палкхи Махале (Palkhi Mahal). Возможно, они уникальны для Индии.

Лакшми Нарайан Мандир

Одинокий Лакшми Нарайан Мандир (Lakshmi Narayan Mandir) венчает скалистый холмик, расположенный ровно в 1 км от деревни Орчхи, в конце длинной мощеной дорожки. Неспешная пятнадцатиминутная прогулка от площади сразу за храмом Рам Раджа вознаграждается прекрасными видами и превосходной живописью 17 и 19 веков. За небольшие чаевые проживающий здесь чоукидар проводит вас по галереям внутри храма. Обратите внимание на фриз с изображением битвы при Джанси, на которой в верхней комнате форта можно видеть рани рядом с ее лошадью, а внизу - расстроенные войска британских мушкетеров, спасающиеся бегством. На другой батальной сцене представлено эпическое столкновение между десятиголовым, двадцатируким демоном Раваной и армией солдат-обезьян под предводительством Рамы. В других местах можно увидеть эпизоды из излюбленных историй о Кришне, а также портреты Бундельских раджей и картины их военных и архитектурных достижений. Наконец, на боковой колонне представлен скетч с изображением двух сильно пьяных английских солдат - в равной степени пародия на некоторые любопытные колониальные обычаи и обличительный выпад против пьянства.

Чхатрии

Торжественный ряд светло-коричневых, поросших сорными травами куполов и шпилей - чхатри - протянувшийся вдоль реки, представляет собой самые меланхоличные руины Орчхи и является подходящим местом, чтобы закончить экскурсию по деревне. Четырнадцать кенотафов - мемориалов бывших правителей Бунделькханда - лучше всего обозревать с узкого моста, или, еще лучше, с каменных валунов на противоположном берегу, откуда вы можете полюбоваться также их отражениями в спокойных водах Бетвы.