Мой город Москва

Манду

Общие сведения

Расположенный на фоне зубчатых холмов Виндхья, средневековый город-призрак Манду, отстоящий от Индора на 98 км, представляет собой один из наиболее колоритных исторических памятников центральной Индии. Приезжайте сюда в разгар муссонов, когда скалистое плато и его крутые склоны покрыты ковром ярко-зеленой растительности, и вы поймете почему султаны Мальвы назвали свою столицу Шадиабадом (Shadiabad), или «Городом Радости». Даже в период немилосердного зноя сухого сезона руины представляют собой экзотическое и живописное зрелище. Элегантные исламские дворцы, мечети и мавзолеи с куполами в форме луковиц осыпаются на фоне больших средневековых водоемов и обрывистых ущелий, а внизу до самого горизонта простирается бесконечная вереница обожженных солнцем равнин и крошечных деревушек. Манду можно посетить устроив однодневную экскурсию из Индора, но вы получите больше удовольствия, если проведете здесь пару ночей, что не только предоставит вам достаточно времени чтобы обследовать руины, но и даст возможность полюбоваться запоминающимися закатами над долиной Нармады.

Как только вы свернете с главной магистрали на дорогу, извивающуюся вверх по плато, вас встретят одинокие мавзолеи и заросшие травой мечети, разбросанные среди кустов; дразнящее начало того, что еще предстоит впереди. Довольно странно, в 5 км не доезжая Манду, расположен музей окаменелостей, хотя единственным наиболее интригующим его экспонатом является модель мамонта, перешагивающего через расселину.

Исторические факты

Археологические находки свидетельствуют, что первые укрепления были построены на этом удаленном холме приблизительно в 6 веке н. э., когда он был известен под названием Мандапа-Дурга, или «Зал поклонения Дурге», которое со временем было преобразовано в «Манду». Четыреста лет спустя, когда могущественные Парамары перенесли свою столицу из Удджайна в Дхар, расположенный в 35 км на север, стратегическая важность этого места возросла. Естественные защитные свойства плато, усиленные раджой Бходжа , оказались, однако, недостаточными чтобы выдерживать настойчивые атаки мусульманских завоевателей 12 века. В 1305 г. форт оказался в конце концов во власти Делийских султанов.

Когда век или около того спустя султанат был слишком занят отражая наступления Моголов на своих северных границах, афганский правитель Мальвы, Дилавар Хан Гхури (Ghuri), воспользовался этой возможностью для утверждения своего собственного независимого королевства. Однако, пробыв на троне всего четыре года, он умер, оставив у кормила власти своего честолюбивого молодого сына. Во время выдающегося 27-летнего правления Хошанг Шаха, Манду из зоны отдыха превратился в королевскую столицу и украсился исламскими монументами, входящих в число самых прекрасных в Азии, среди которых можно назвать мечеть Джами, Делийские Врата и гробницу самого султана.

Золотой век Манду продолжался до того момента, когда в 1436 г. Махмуд Шах Кальджи отравил внука Хошанг Шаха и династия Кхалджи (Khalji) сменила Гхури. После нового строительного бума и нескольких последовавших за ним затяжных войн, в период правления Гхият Шаха (Ghiyath Shah) (1469 - 1500 гг.), Манду снова вступил в длительный период мира и процветания. Известный своей любовью к кулинарии и прекрасным женщинам, Гхият собрал гарем из 15 000 куртизанок и охрану из тысячи турецких и абиссинских амазонок, которых он разместил в соответственно изобилующем Джахаз Махале (Jahaz Mahal). Султан-сибарит прожил весьма долгую жизнь, но был отравлен собственным сыном вскоре после того, как ему исполнилось восемьдесят лет. Его приемник, Назир Шах (Nasir Shah) скончался от чувства вины десять лет спустя и Манду, который неотступно раздирали наследственные распри и который постоянно находился под угрозой восстания, превратился в легкую добычу для воинственного султана Гуджарата, который и захватил страну в 1526 г. В последующие столетия контроль над фортом и его быстро приходящими в упадок монументами много раз переходил от последовательно сменявшихся независимых правителей к Моголам и наоборот. Однако, к городу никогда не вернулась его былая значимость и, к тому времени когда в 1732 г. регион был аннексирован маратхами, он был уже покинут. В настоящее время Манду представляет собой тихий уголок, который посещает гораздо меньше гостей, чем он того заслуживает. За исключением выходных, когда из Индора сюда прибывают автобусы с толпами экскурсантов, единственными людьми, которых можно увидеть среди руин, оказываются жители местной деревни бхилов, бредущие обрабатывать окрестные поля.

Монументы

Монументы Манду принадлежат уникальной школе исламской архитектуры, которая некогда, между 1400 и 1516 гг. процветала здесь и в бывшей столице региона Дхаре. Считается, что эти здания, которые вызывают восхищение прежде всего благодаря своей элегантной простоте, оказали значительное влияние на могольских архитекторов, построивших Тадж Махал.

Возвышенность, на которой расположен Манду, представляющая собой плато площадью в 23 квадратных километра, отделена от основной части холмов на севере Какра Кхохом (Kakra Khoh), что дословно означает - «глубоким ущельем». Узкая перемычка образует естественный мост через ущелье, по которому пролегает дорога, поднимающаяся затем вверх и проходящая через ряд вспомогательных ворот, выстроившихся перед современным входом в форт, расположенным рядом с первоначальными и чрезвычайно внушительными Делийскими Воротами. Отсюда дорога ведет на юг мимо первой и главной группы монументов, Королевского Анклава, к деревенской площади, которая находится в середине второй, деревенской группы. Остальные сооружения лежат дальше на юге, восточнее от живописного водоема Сагар Талао (Sagar Talao), на укрепленной территории над долиной Нармада, и известны под названиемгруппа Рева Кунд.

Если у вас нет собственного транспорта, самым лучшим способом передвижения по территории форта и его широко разбросанных памятников является велосипед (30 рупий за 24 часа), который можно арендовать в винном магазине - VIP Wine Shop - расположенном рядом с главной площадью, или через вашу гостиницу. Кроме того, можно втиснуться в деревенский старый потрепанный темпо, который через регулярные интервалы курсирует между деревенской площадью и группой Рева Кунд, или нанять на всю экскурсию один из двух местных авторикш.

Королевский Анклав

В Королевском Анклаве (ежедневно с 9.00 до 17.00; 2 рупии; видеосъемка 25 рупий), до которого можно добраться по дорожке, ведущей на запад от деревенской площади, выделяется монумент, который больше всего фотографируют в Манду, величественный, построенный Гхият Шахом Джахаз Махал, или «Корабельный Дворец». Это название объясняется необычной формой здания, а также его положением на возвышении на узкой полосе земли между двумя большими водными резервуарами. Первоначально в нем проживал огромный гарем султана, который охраняла тысяча женщин-стражей. С овеваемой ветерком террасы на крыше дворца, увенчанной четырьмя крытыми куполами павильонами, с запада открывается вид на озеро Мунджа Талао (Munja Talao), а с другой стороны - на квадратный, выложенный камнем Капур Сагар (Kapur Sagar). С северного балкона хорошо видны также геометрической формы купальные бассейны из песчаника, в которых обитательницы дворца коротали время своего длительного заключения.

Следующее вдоль дорожки здание - Хиндола Махал, или «Дворец-Качели» - называется так потому, что его определенно наклонные стены предположительно выглядят так, как если бы раскачивались из стороны в сторону. В действительности же этот дизайн имел чисто практическую функцию: наклонные стены должны были подпирать изящные, но тяжелые каменные арки, поддерживающие потолок. Расположенный на дальнем конце Т-образного зала для собраний длинный ступенчатый скат позволял султану и его свите подниматься на верхний этаж верхом на слонах.

Вдоль северного берега Мунджа Талао раскинулись полуразрушенные остатки второго королевского дворца, предназначенного для отдыха. Чампа Баоди (Champa Baodi) отличает замечательно сложная система вентиляции и подачи воды, которая во время долгого лета обеспечивала прохладу в десятках тикхана — подземных камер. Сразу на севере высится древняя Мечеть Дилавара Хан (Dilawara Khan), датируемая 1405 г. Все еще можно хорошо различить куски бывшего индуистского храма, которые использовались при строительстве главного входа и зала с колоннадой.

Хатхи Пол (Hathi Pol), или «Слоновьи Ворота», украшенный парой колоссальных, наполовину безголовых стражей на слонах, являлся главным входом в Королевский Анклав. В настоящее время он закрыт. Отсюда вам нужно будет вернуться к базару и пойти по дороге, ведущей из Манду, до края плато и расположенных там величественных Ворот Дели. Построенный приблизительно в то же время, что и мечеть Дилавара Хан, этот могучий бастион, пять скульптурных арок которого гордо возносятся над мощеной булыжником дорогой, представляет собой самые внушительные ворота из двенадцати, украшающих 45-километровые зубчатые стены периметра форта. Очень живописны виды, открывающиеся с крепостных укреплений над Какра Кхохом, ущелья, откуда захватнические армии неизменно предпочитали начинать атаку на Манду. Прямо перед Воротами Дели расположена «мастерская», принадлежащая Гада Шаху (Gada Shah), вышедшему из низов советнику Хошанг Шаха; после того как он успешно защитил императора и Манду во время нападения султана Гуджарата, он выстроил себе довольно красивый дворец в Королевском Анклаве, напротив Джахаз Махала. Впоследствии он построил и свою так называемую «мастерскую», чтобы раздавать советы по всем вопросам, касающимся королевства.

Деревенская группа

Некоторые из наиболее хорошо сохранившихся зданий сгруппированы вокруг деревни (все они открыты ежедневно с 9.00 до 17.00, $ 10 [5 рупий]). Работа над великолепной мечетью из розового песчаника, расположенной на западной стороне главной площади - Джами Масджидом - началась в период правления Хошанг Шаха, и потребовалось три поколения, чтобы ее закончить. Говорят, что эта мечеть спроектирована по образцу Великой Мечети в Дамаске. Она покоится на огромной высоком цоколе, прорезанном рядами крошечных камер в виде арок, которые некогда использовались в качестве келий для приезжих священнослужителей. От площади к большому, венчаемому куполом входному портику, ведет лестница. Пройдя мимо нарядных перегородок джали и полос синих глазурованных плиток, украшающих главный вход, вы окажетесь в Большом Дворе, окруженном рядами колонн и маленьких куполов. Молитвенный зал на дальнем конце двора венчают три больших купола, а внутри зал украшают маленькая кафедра и несколько красиво вырезанных на камне изречений из Корана.

Гробница Хошанг Шаха (с. 1440 -?), расположенная прямо за мечетью Джами, является наиболее интересной достопримечательностью группы. Она стоит на низком цоколе в центре огороженной стеной территории в форме квадрата и ее венчают приземистый центральный купол и четыре маленьких угловых купола. В настоящее время покрытая плесенью и грязью, вымываемой из гнезд летучих мышей на карнизах, гробница выполнена целиком из молочно-белого мрамора - она первая в своем роде на всем субконтиненте. Надпись на правом дверном косяке рассказывает о визите в 1659 г. могольского императора Шах Джахана, который привез четырех своих архитекторов, чтобы они посмотрели на здание прежде чем начнут работу над Тадж Махалом. Интерьер гробницы очень простой, за исключением тщательно вырезанных ажурных каменных окон, сквозь которые падает свет на саркофаг Хошанга.

На противоположной Великой Мечети стороне площади расположен Ашрафи Махал (Ashrafi Mahal), или «Дворец Монет», который был школой теологии (медресе), который впоследствии правитель Мухаммад Шах переделал в гробницу. В комплекс входят гигантский мраморный мавзолей и семиэтажный минар, или башня победы, от которой сохранился только фундамент.

В окрестностях Сагар Талао

На пути к Рева Кунду, среди полей на востоке от Сагар Талао, разбросана еще одна группа монументов. Самой старой является датируемая началом 15 века Мечеть Малик Магхи (Malik Mughis), по ней также заметно, что при ее строительстве использовалась древняя индуистская каменная кладка. Обратите внимание на бирюзовую плитку и красивые каллиграфические надписи над главным входом. Здание напротив, обнесенное высокими стенами, было некогда караван-сараем, где купцы и их верблюжьи караваны отдыхали во время длинных переходов по субконтиненту.

Немного на юг, над окрестными полями возвышается стоящая на цоколе восьмиугольная гробница, известная под названием Дай-ки-Чхоти Бахан-ка-Махал (Dai-ki-Chhoti Bahan-ka-Mahal), на ней до сих пор сохранились полосы синей керамической плитки, которой были отделаны большинство прекрасных афганских куполов Манду. По вечерам сюда приходят в поисках уединения молодые пары из соседней деревни.

Группа Рева Кунд

Дорога к группе Рева Кунд (расположенной в 6 км от главной деревни) тянется мимо буйволиных стад, пасущихся на илистых берегах озера, а затем, плавно извиваясь, ведет через пару деревень бхилов к дальнему южному краю плато. Величественные старые баобабы, похожие на гигантские перевернутые корнями вверх овощи, выстроились вдоль дороги. Эти деревья с основанием в виде луковицы, уроженцы африканского сахеля, были завезены сюда арабскими торговцами, а сейчас их многочисленные целебные свойства используются местными племенами.

Сам Рева Кунд расположен за возвышением дальше вверх по холму. Славящийся своей целительной силой, старый, выложенный камнем резервуар часто посещают группы индийцев на автобусах, которые устраивают пикники под деревьями на его берегах. Воду из резервуара некогда перекачивали в цистерну близлежащего Дворца Баз Бахадура (Baz Bahadur) (ежедневно с 9.00 до 17.00). Бахадур, последний независимый правитель Мальвы, удалился в Манду изучать музыку после того, как был разбит в битве с Рани Дургавати. Легенда гласит, что он влюбился в индуистскую певицу по имени Рупмати (Rupmati), которую заманил в свой дом на вершине холма обещаниями показать восхитительный дворец, которым она до этого любовалась из окна дома своего отца, расположенного на равнине внизу. Они в конце концов поженились, но так никогда и не были счастливы. Когда Акбар услышал о красоте Рупмати, он направил в Манду армию, чтобы захватить ее и давно желанный форт. Бахадуру удалось ускользнуть во время последовавшей за тем битвы, но его невеста, которая осталась во дворце, предпочла отравиться, нежели попасть в лапы нападавших.

Романтический Павильон Рупмати (с восхода до заката), построенный Бахадуром для своей нареченной невесты, все еще стоит высоко на горе над Рева Кундом. Внизу под высокой террасой павильона, плато резко обрывается вниз на 300 м, переходя в мягкий волнистый ландшафт долины Нармады. От панорамы внизу захватывает дух, особенно на закате или в ясный день, когда вы почти можете различить опаленные солнцем берега священной реки, извивающейся по направлению к Аравийскому морю.

<Дворец Нил Кант

Еще одним идеальным местом, откуда хорошо любоваться закатом над равнинами внизу, является Дворец Нил Кант (Nil Kanth), бывший когда-то храмом Шивы, переделанным Моголами в водный павильон. Он прилепился на вершине крутой скалы, нависающей над каменистым ущельем на западном краю плато, Акбар пользовался им в качестве королевского пристанища в моменты отдыха. Персидские стихи на стенах одной из комнат описывают военные походы императора на Деканском плоскогорье, а также, в более философическом ключе, напоминают читателям о преходящем характере и тщетности всех земных достижений. К дворцу можно выйти по дорожке, ответвляющейся направо от главной дороги в 500 м от площади в деревне Манду.