Мой город Москва

Кхаджурахо

Общие сведения

Блистательные индуистские храмы Кхаджурахо, безупречно восстановленные после почти целого тысячелетия заброшенности и забвения, входят в число самых значительных из всех исторических монументов Индии. Широко известные прежде всего благодаря изысканной чувственности и откровенному эротизму своей скульптуры, они были построены между 10 и 12 веками и представляют собой величайшее архитектурное достижение Чандельской (Chandella) династии. Таинственным образом Чанделлы, похоже, вскоре позабыли о храмах и потребовалось их «открытие заново», чтобы эти шедевры в полной мере оценили в Индии, не говоря уже обо всем мире. И по сей день все еще продолжаются раскопки одного храма — возможно, самого большого — обнаруженного в 1998 г. в зоне Южной Группы.

Если смотреть на карту субконтитента, Кхаджурахо занимает центральное положение, располагаясь в 400 км на юго-восток от Агры и на таком же расстоянии от Варанаси, но он остается по-прежнему так же удаленным от основного потока жизни Индии, как и в то время, когда храмы были построены. Возможно это и спасло их от разграбления мародерами, завоевателями и фанатиками-изуверами, которые разорили и уничтожили множество других раннеиндуистских сооружений. Поезда еще не ходят через эту обширную, подверженную наводнениям равнину, раскинувшуюся на фоне зубчатых холмов Дантла (Dantla), и путешественники, если они не прилетают прямо сюда на самолете, вынуждены совершать длительный переезд на автобусе от какой-либо из наиболее ближних железнодорожных станций. В конце 1998 г. началось строительство ветки до Махобы (Mahoba), но она откроется не раньше 2003 г.

Изысканная сложная и причудливая скульптура самих храмов - среди которых самыми живописными являются Кандария Махадева (Kandariya Mahadeva), Вишванатха (Vishnavatha) и Лакшмана (Lakshmana), все они относятся к совокупности, известной под названием Западная Группа - оказалась возможной благодаря использованию при строительстве мягкого желтовато-коричневого песчаника. Учитывая, что подобный камень имеет предрасположенность крошиться, храмы выдержали разрушительное воздействие времени замечательно хорошо. Большая часть украшающей стены изумительной скульптуры представляет собой настолько высокие барельефы, что они практически существуют в трех измерениях, а розоватые прожилки в камне наделяют фигуры мягкими оттенками живой плоти. Невероятное мастерство художников очевидно во всем - фризы не менее 10 см шириной переполнены чрезвычайно натуральными детальными изображениями облачений, ювелирных украшений, причесок, и даже наманикюренных ногтей. Повсюду в огромном количестве присутствуют боги и богини.

Дополняя красоту всего ансамбля, храмы слегка меняют цвет в течение дня, совершая переход от теплого розоватого оттенка на восходе солнца к белому под полуденным солнцем и снова теплому розовому на закате. По вечерам, драматичное искусственное освещение прожекторами выхватывает их из темноты ночи и они сияют ярко белым цветом на фоне серебристой луны.

Великолепие храмов несколько затмевает деревню, которая постоянно растет, быстро пополняясь новыми отелями и сувенирными магазинами, питаемыми ежедневным наплывом туристов. Однако, если вы поживете здесь несколько дней, вы вполне возможно обнаружите, что поселок существует в своем собственном, независимом от лихорадочной суеты вокруг храмов, неторопливом жизненном ритме, особенно по вечерам, когда местный рынок и открытые кафе создают очень приятную и дружелюбную атмосферу.

Город и деревня

Все необходимые для гостей учреждения сконцентрированы среди тихих улиц маленького современного городка Кхаджурахо; ворота Западной группы выходят прямо на его главную площадь, вокруг которой расположились недорогие гостиницы и кафетерии. В сувенирных магазинчиках продается абсолютно все — от одежды, фотопленки и ювелирных украшений до тибетских танка, но владельцев этих лавок иногда отличает такая напористость, что следует быть осторожными, покупая что бы то ни было. Новейший Художественный и Культурный Центр Кандария, расположенный в 1 км на юг от центра, представляет собой крупный торговый центр, в котором продаются товары высокого качества по фиксированным ценам, а также имеется зал, где ежедневно в 18.30 и 20.30 проходят танцевальные шоу (250 рупий).

Археологический Музей (ежедневно кроме пят с 10.00 до 17.00; 5 рупий) на южной стороне площади главным образом замечателен своей выдающейся скульптурой танцующего Ганеши с большим круглым животом, хобот которого покачивается, создавая полную иллюзию движения. Среди других экспонатов можно назвать разнообразные фризы, скобы и куски резьбы по камню, такие как, например, панель с изображением транспортировки и разрезания камня, использовавшегося при строительстве храмов. Вездесущий Вишну возлежит на бесконечно длинной змее, Анантха. Из его пупка растет лотос, поддерживающий Брахму, рядом стоит единственная статуя сидящего Будды, найденная в Каджурахо; и конечно, эротика.

Большинство местного населения проживает на расстоянии приятной 1,5-километровой прогулки или поездки на велосипеде, в более сельском окружении - вДеревне Кхаджурахо, расположенной рядом с Восточной Группой. Три более удаленных храма, достаточно произвольно именуемые Южной Группой, лежат несколько в стороне. Выдающейся чертой ландшафта является обилие воды, с озерами или водными резервуарами Шив Сагар (Shiv Sagar), сразу на юге от Западной Группы, Кхаджур Сагар (Khajur Sagar), на востоке перед деревней, а также Прем Сагар (Prem Sagar), на севере от главной площади, с правой стороны.

Кхаджурахо преображается из довольно сонного места в бурлящий эпицентр во время месяца пхальгун (фев/март), когда Маха Шивратри (Maha Shivratri)привлекает паломников со всего региона чтобы отпраздновать свадьбу Шивы. В это время здесь проходит также одно из главных танцевальных мероприятий Индии - Кхаджурахский Фестиваль Танца, на котором представлены все виды классического танца, а некоторые концерты устраиваются на великолепном фоне Западной Группы (хотя большая их часть бывает в более прозаичном Культурном Центре Чанделла). Точные даты фестиваля обычно определяются достаточно поздно, так что обращайтесь за информацией в туристические органы правительства Индии и заранее бронируйте отели, так как это единственное время в году, когда Кхаджурахо переполнен. Билеты на отдельные мероприятия стоят от 40 до 200 рупий. Сезонный абонемент стоит 500 рупий.

Западная Группа

Подобные флоту каменных кораблей, выброшенному на берег среди нетронутых лугов и цветочных клумб, окаймленных зарослями кустарника бугенвилии, храмы Западной Группы Каджурахо (ежедневно с восхода до заката; $ 10 [5 рупий]) кажутся странно оторванными от собственного прошлого. За исключениемМатангешвары (Matangesvara), расположенной снаружи основного комплекса, все они сегодня практически лишены религиозной значимости и оживают только во время Шивратри. Посетители, прежде чем входить в храмы, должны снимать обувь. MPTDC предлагает аудио записи экскурсий по Западной Группе (около 45 мин; 50 рупий плюс депозит 500 рупий), которые можно получить в любом из отелей MPTDC, в туристических офисах, или билетной кассе храма.

На территории Западной Группы проходят прекрасные звуко-музыкальные спектакли, в которых используется индийская классическая музыка и потрясающие световые эффекты, создающие особую атмосферу, на фоне которой ведет рассказ об истории храмов «мастер скульптор». Пятиминутное шоу было впервые показано накануне наступления нового тысячелетия, и с тех пор проходит каждый вечер на хинди и на английском языке (английское шоу: март - авг в 19.30; сент - фев в 19.00; 200 рупий с человека).

Вараха

Сразу при входе в комплекс стоит маленький открытый павильон мандапа, построенный между 10 и 11 веками, в котором находится огромная, гладко отполированная песчаниковая статуя Вишну в виде кабана - Варахи. Поверхность его тела украшают барельефы - аккуратные ряды из 674 фигур основных богов и богинь индуистского пантеона. Бог земли, воды и неба, бдительный вепрь возвышается над змеем Шеша в сопровождении того, что, согласно предположению, было когда-то прекрасной статуей Притхви, богини земли, от которой сейчас осталась только пара ступней и рука на шее кабана. Потолок над статуей выполнен в виде резного изображения лотоса. Археологи предполагают, что Вараха принадлежал к более раннему периоду Гупта и был доставлен сюда из другого места, или же просто мастеровые Кхаджурахо настолько восхищались Гуптским стилем, что решили подражать ему.

Эротическое искусство Кхаджурахо

Безудержная эротика Кхаджурахо с самого «открытия» комплекса в феврале 1838 г. всегда гипнотизировала похотливые глаза. Молодой британский офицер Бенгальских Инженерных Войск, Т. С. Берт (T. S. Burt), заинтересованный разговором слуг, которые несли его паланкин, отклонился от официального курса и набрел на старинные храмы, утопающие в джунглях - «Их опаленные солнцем вершины вздымались над огромными деревьями, которые их окружали, со всей гордыней превосходящей высоты и возраста. Но шансы были таковы, что деревья (или скорее джунгли) в конце концов должны были одержать победу».

Откровенные изображения орального секса, мастурбации, совокупления с животными и других подобных актов, возможно, соответствовали нравам Чанделл 10 столетия, но вряд ли могли быть одобрены высшими офицерскими чинами королевы Виктории:

Я нашел... семь индуистских храмов, украшенных весьма красивой и изысканной резьбой с точки зрения мастерства, но скульптор временами допускал, что предмет его становился несколько горячее, чем это являлось абсолютно необходимым для его работы; воистину, некоторые из скульптур были чрезвычайно неприличны и оскорбительны, и каковые я был вначале сильно удивлен обнаружить в храмах, которые должны были быть воздвигнуты ради благих целей и во имя религии. Но религия древних индусов никак не могла быть очень целомудренной, коль скоро она побуждала под покровом веры создавать крайне постыдные изображения, оскверняющие духовные сооружения. Однако, носильщики казалось, очень восхищались оными, каковые для них явились очень приятными новинками, о чем они и не преминули заявить всем присутствующим.

На ступенях храма Вишванатха (Vishvanatha) Берт нашел надпись, которая позволила историкам приписать комплекс Чанделлам, а также разобраться с их генеалогией, но прошло еще несколько лет, пока генерал-майор сэр Александр Каннингэм (Alexander Cunningham) не начертил подробные планы Кхаджурахо, проведя разграничение между «Западной» и «Восточной» группами, которое применяется и по настоящее время. Для Каннингэма «все (скульптурные изображения) крайне неприличны, а большая их часть отвратительно непотребны».

Эротические образы и поныне остаются предметом огромного количества противоречивых споров и дебатов между академиками, и в равной степени - любопытными туристами. Задача найти правильное объяснение еще усложняется тем фактом, что даже сами Чанделлы едва упоминали эти храмы в своей литературе, и даже название «Кхаджурахо» может быть неправильным и запутывать дело, так как могло быть просто заимствовано от названия соседней деревни.

Среди попыток объяснить сексуальное содержание барельефов были предположения, что они связаны с тантрическими культами, в которых секс используется в качестве основного стержня богослужения. Некоторые утверждают, что они были вдохновлены Камасутрой, а также должны были служить в качестве учебника любви, другие - что эта скульптура была создана для того, чтобы развлекать богов, отвращать их гнев и таким образом защищать храмы от природных бедствий. Кроме того, геометрический характер некоторых изображений выдвигался в качестве доказательства того, что каждое из них представляет собой янтру - живописную форму мантры, которая должна была использоваться при медитации.

Шестнадцать больших панелей, изображающие сексуальную близость, расположенные на северных и южных сторонах трех главных храмов - Кандария Махадева, Лакшмана и Вишванантха - в основном стремятся показать слияние мужского и женского элементов храма, мандапа и гарбха-грихи, «дома-лона». Поэтому не исключено, что они были задуманы как визуальный символ, развитый художественным преувеличением.

Радикально новый подход, который связывает историю и архитектуру с живыми традициями, был предложен Шобитой Пунджа (Shobita Punja) в ее книге «Божественный Экстаз» (Divine Ecstasy - Penguin, 1992). Ссылаясь на исторические упоминания Кхаджурахо под названием Шивпури (Shivpuri - «Город Шивы»), она использует древние тексты на санскрите чтобы выдвинуть предположение, что драматические храмы и их небесные орды представляют свадьбу Шивы и Парвати, происходящую на фоне мифического ландшафта на востоке, простирающегося вдоль холмов Виндхья до Калинджара. Так например, Пунджа уверяет, что на нижней панели южных стен Вишванатха изображен Шива в качестве жениха в сопровождении своего верного быка Нанди, а сплетенные пары на панели выше - двое людей, соединившихся в mithuna, которым с каждой стороны помогает служанка - показывают осуществление брачного союза.

Лакшмана

Кроме Варахи, примыкающий к храму Матангешвара одной стеной, украшенный богатой резьбой, храм Лакшмана, датируемый примерно 950 веком н. э., является самым старым в Западной Группе. Он стоит на высоком цоколе, покрытом фризами с изображениями процессий лошадей, слонов и верблюдов, а также солдат, домашних сцен, музыкантов и танцоров. Среди наиболее откровенных сексуальных образов можно назвать человека, совокупляющегося с лошадью, окруженного шокированными зрительницами. Энергия, излучаемая скульптурой, придает всему храму поразительное ощущение движения и жизни.

В то время как на цоколе изображен мир людей, сам храм, адхистхана, вводит в контакт с небесными сферами. Два яруса резных панелей украшают внешнюю часть храма, на них показаны боги и богини, которых сопровождают апсары -«небесные девы», а также фигуры в сложных позах сексуального акта - на нижнем ярусе и в нишах. Среди прекрасных детальных изображений можно упомянуть величественного танцующего Ганешу на южной стороне, учителя архитектуры со своими студентами на востоке, а также небесных музыкантов и танцовщиц.

Пирамидальные крыши над мандапой и портиком последовательно поднимаются к башне, составленной из идентичных накладных частей. Маленькие портики с наклонными навесами выступают над мандапой и проходом, украшенные изумительными колоннами, каждый с восемью фигурами, на каждом углу платформы, поддерживаемой превосходно выполненными в форме апсар скобами. Во внутреннее святилище, гарбха гриху, можно попасть через дверь, на перемычке которой изображена супруга Вишну - Лакшми, в сопровождении Брахмы и Шивы; на фризе показаны Наваграха — девять планет. Внутри главным образом является Вишну в виде трехголового, четверорукого Вайкунты (Vaikunta), которого сопровождают его воплощения в образах кабана и человека-льва.

Кандариа Махадева

Стоящий на общей с другими храмами платформе в задней части территории комплекса, величественный храм Кандария Махадева, построенный между 1025 и 1050 гг., является самым большим и величественным из Западной Группы. Идеальное осуществление проекта храма из пяти частей, только намеченное при строительстве Лакшманы и Вишванатхи, этот храм Шивы представляет собой вершину чандельского искусства, его разукрашенные крыши эффектно возносятся до высшей точки в 31 метр над основанием в шикаре, которая состоит из 84 меньших копий.

Кандария Махадева особенно популярна у посетителей благодаря своим энергичным и провокационным эротическим сценам, которые украшают три его яруса, покрывая почти каждую грань внешней поверхности храма. Восхищенные зрители всегда толпятся перед одним особенно прекрасным изображением пары, соединившейся в майтхуна (любовных объятиях), с помогающими им с каждой стороны служанками. Один из наиболее часто повторяющихся мотивов Кхаджурахо, похоже, он бросает вызов самой природе, так как мужская фигура на нем подвешена вниз головой; только при рассмотрении барельефа как бы сверху, начинаешь разбираться в сложно переплетенных членах.

Детально проработанная гирлянда у входа в храм, вырезанная из единого куска камня, выполняет функцию тораны - ритуальных ворот свадебной процессии. И внутри, и снаружи многочисленные причудливые изображения богов, богинь, музыкантов и нимф празднуют счастливое событие; внутри святилища темный проход ведет к гарбха грихе и ее центральному шивалингаму. В нишах во внешней части храма расположились фигуры Ганеши,Вирабхадры и Сапта Матрика - Семи Матерей, ответственных за облачение жениха - Шивы. Гневные божества и защитницы, это Брахми - сидящая верхом на лебеде Брахмы; трехглазая Махешвари на буйволе Шивы Нанди; Кумари; Вайшнави, верхом на птице Гаруде; Варахи, женский образ Вишну в виде кабана; Нарасимхи, женский образ Вишну в виде человеко-льва; а также ужасающая Чамунда, убийца «демонов».

Деви Джагадамби

К северу от Кандариа Махадева, вдоль платформы расположен более ранний храм Деви Джагадамби (Devi Jagadambi), он представляет собой более простое сооружение, на внешних стенах которого отсутствуют выступающие балконы. Первоначально посвященную Вишну, его выдающуюся мандапу венчает массивная пирамидальная крыша. Три пояса (bhandas) опоясывают тело храма (jangha), они украшены изумительной чувственной резьбой; эротические сцены на третьем поясе претендуют на статус лучших в Кхаджурахо. По всем панелям повторяется образ Вишну, все они украшены чувственными фигурами нимф, богов и богинь, некоторые сплелись в любовных объятиях. Некоторые исследователи полагают, что образ в святилище храма представляет стоящую Парвати, другие утверждают, что это черная богиня Кали, известная здесь под именем Джагадамби.

Между Кандария Махадева и Джагадамби, в том, что осталось от храма Махадева, скрывается метровой высоты лев в сопровождении фигуры непонятного пола. Сильно стилизованное изображение льва встречается по всему Кхаджурахо, здесь он показан поднявшимся на задние лапы над коленопреклоненным воином с обнаженным мечом, не исключено, что этот образ являлся гербом Чанделлов.

Читрагупта

За пределами платформы, напоминающий своего южного соседа Джагадамби, во многом восстановленный (и местами довольно топорно) храм Читрагупта (Chitragupta) необычен тем, что посвящен Сурье (Surya), богу солнца. Мандапа здесь украшена бьльшими выступающими балконами, чем главный храм. Выразительные изображения охотничьих сцен, нимф и танцующих девушек украшают процессионные фризы, а на южной стороне представлен особенно энергичный образ десятиголового Вишну, в котором соединились все его десять воплощений. Во внутренней камере храма огненный Сурья правит колесницей, запряженной семью лошадьми.

Маленький и сравнительно незначительный храм перед Читрагупта, значительная часть которого также восстановлена, известный в настоящее время как храм Парвати, вполне возможно первоначально являлся храмом Вишну, но в нем есть интересное изображение богини Ганги, едущей верхом на крокодиле.

Тело и лоно

Jangha, или тело, каждого храма Кхаджурахо - стены между основанием (adisthana) и венчающей башнем (shikhara) - представляет собой небесное царство. Их поддержку и защиту всего сооружения символизируют изображения странных составных животных, которые воплощают силу и разум, размещенных на двух или трех резных опоясывающих полосах, известных под названием bhandas. Несмотря на популярное предположение, что совокупляющиеся пары Кхаджурахо являются изображениями сцен из жизни обычных людей, согласно утверждению Шобиты Пунджи на «теле» храма на самом деле показана свадьба Шивы и Парвати. Она заявляет, что прекрасные нимфы, запечатленные в каждодневных позах, выражают удивление и любопытство, наблюдая бога и его свадьбу.

Конструкция каждого храма отражает создание самой жизни, которая развилась из единого семени (bindu), заключенного в его основании. Центральный образ храма, лингам ли, или изображение в форме человека, помещен точно над этим семенем и прямо под наивысшей точкой храма - шикарой, в священной комнате, известной под названием гарбха гриха, «дом-лоно»). Хотя ее окружают различные проявления и формы материального мира - что весьма очевидно на внешних стенах храма, лоно, или матка, остается простой, без всяких украшений, символизируя темное рождающее и производящее ядро жизни.

Вишванатха

Выполненная в том же стиле что и Лакшмана Вишванатха, расположенная в северо-восточном углу территории комплекса, является третьим из трех главных святилищ Западной группы. Известно, что храм был построен правителем Дхангадевой и его можно точно датировать 1002 г. В отличие от некоторых других храмов Кхаджурахо, которые, возможно, поменяли божества, которым были посвящены, Вишванатха является определенно храмом Шивы, что подтверждает открытый павильон мандапы напротив главного храма, где послушно ожидает своего хозяина монолит сидящего Нанди. Сотни маленьких шикхар, напоминающих миниатюрные храмы, украшают крышу мандапы, вздымаясь вверх вслед за главной башней. На больших панелях между балконами снова присутствуют изображения любовных пар, обнимающихся в окружении чувственных нимф. Женщины на некоторых идеализированных изображениях пишут письма, играют на музыкальных инструментах, ласкают младенцев. На южной стороне Вишванатхи используются декоративные мотивы со слонами, а на северной - со львами.

Матангешвара

Простота храма Матангешвара, расположенного за воротами комплекса, говорит о том, что это одно из самых старых сооружений Кхаджурахо, но, хотя храм был построен в начале 10 века, он остается постоянно действующим и поныне. Глубокие балконы выдаются из стен его круглого святилища, внутри которого шивалингам в виде колонны поднимается с пьедестала йони — постоянно повторяющегося символа единения Шивы с супругой. Во время ежегодного празднества Шивратри, великой свадьбы Шивы и Парвати, святилище гудит подобно пчелиному улью, привлекая паломников на церемонии, возвращающие к далекому прошлому Кхаджурахо.

Шив Сагар

Немного на юг от комплекса, в нескольких сотнях метров от Матангешвары, среди разнообразных зданий, перемежающихся полосами пустого пространства, расположен резервуар Шив Сагар. На ступеньках, ведущих к нему, толпятся оживленные паломники, которые купаются или берут воду из этого «Океана Шивы». На первоначальной карте храмов Каннингэма показана полоса воды, бегущей на север и разделяющей Западную Группу на две части; этот поток, пересекающий территорию комплекса, возможно, изображал символический переход от конечной жизни к небесному.

Чаусат Йогини

За Шив Сагаром, на юго-западе, лежат останки любопытного храма Чаусат Йогини (Chausat Yogini) - «Шестьдесят Четыре Йогини». Датируемый 9 веком, Чаусат Йогини состоит из 35 маленьких гранитных святилищ, группирующихся по сторонам четырехугольника; первоначально их было 64, а в центре находился храм богини. Известно только еще четырнадцать храмов - все они расположены в северной Индии - посвященных этим гневным и кровожадным служанкам богини Кали; историки высказывают предположение, что этот храм использовался эзотерической тантрической группой. Примерно в 1 км дальше на запад, лежат руины Лалгуан Махадев (Lalguan Mahadev), маленького храма, посвященного Шиве.

Восточная Группа

К двум отдельным комплексам храмов, образующим на карте Каннингэма «Восточную Группу», можно добраться по двум ответвлениям дороги на востоке от города. Один из них - сильно скученная Джайнская Группа (ежедневно с восхода до заката), а немного на севере, в окрестностях деревни Кхаджурахо, разбросано несколько святилищ и два более крупных храма - Вамана (Vamana) и Джавари (Javari).

Слева от дороги, сразу за пределами города, в сравнительно новом храме находится двухметровое изображение царя обезьян Ханумана, возможно, самое старое из всех храмов и святилищ Кхаджурахо. Там, где дорога ответвляется налево и вдет вдоль восточного берега угрюмого озера Кхаджур Сагар (Khajur Sagar), у окраины деревни Кхаджурахо, путь пролегает мимо останков храма, состоящего из единственной комнаты, ошибочно называемого храмом Брахмы. Хотя часто считается также, что это храм Вишну, на самом деле это святилище Шивы, что подтверждается его «четырехлицым» (chaturmukha) лингамом. В то время как восточное и западное лица имеют кроткие выражения, а северное лицо представлено в виде нежного образа Умы, женского проявления Шивы, свирепое южное лицо окружают образы смерти и разрушения. Венчает лингам округлая форма Садашивы, Шивы Бесконечного в центре космоса.

Проселочная дорога продолжается к маленькому храму Джавари, расположенному на простой террасе и украшенному двойным портиком и стройной шикарой, похожему на Чатурбхудж (Chaturbhuj) Южной Группы. Построенный в конце 11 века, он, возможно, не отличается богатством отделки, присущим всем прочим сооружениям, но, тем не менее, в нем есть несколько прекрасных образцов скульптуры, в том числе фигурки соблазнительных маленьких нимф, выполненные в классическом стиле Кхаджурахо.

Самый крупный в деревне Кхаджурахо храм Вамана одиноко возвышается посреди поля в 200 м на север. Построенный немного раньше Джавари в полностью сформировавшемся чандельском стиле, Вамана имеет простую строгую шикхару в виде полос, украшенных орнаментом из сводчатых полукругов. Фигуры соблазнительных небесных нимф украшают два пояса джанги, «тела» храма, а во внутреннее святилище, посвященное Вамане - воплощению Вишну в образе карлика, ведет великолепно отделанная дверь. По пути к Джайнской Группе, дорога проходит мимо того, что осталось от храма конца 10 века, известного под названием Гхантай (Ghantai), которое было дано за его прекрасные колонны, украшенные колокольчиками (ghantai), гирляндами и другой резьбой.

Храм Паршванатха (Parsvanath), возвышающийся над огороженной стеной территорией Джайнской Группы, возможно, старше всех главных храмов в Кхаджурахо, если судить по его сравнительно простому наземному плану. Его происхождение является тайной; хотя официально он классифицирован как джайнский монумент, и им совместно управляют Археологический Надзор и джайнская община. Вероятно, первоначально он был индуистским храмом, подаренным джайнской общине, которая обосновалась здесь позже. Во всяком случае, на двух горизонтальных полосах, опоясывающих стены, ясно представлена живая скульптура, характерная для других индуистских храмов Кхаджурахо, а верхняя заполнена изображениями индуистских богов в интимных позах. В том числе выделяются образы, входящие в ряд лучших работ Кхаджурахо - Брахма и его супруга; прекрасный Вишну; редко встречающееся изображение бога любви Камы с колчаном, полным стрел в виде цветков, обнимающего свою супругу Рати; а также две грациозные женские фигуры, одна из которых наносит на веки тени, а другая удаляет из ноги шип. На узкой полоске над двумя основными поясами представлены небесные музыканты (gandharvas), играющие на цимбалах, барабанах, струнных инструментах и флейтах, некоторые из них несут гирлянды, раскачивающиеся в унисон с развевающимися одеждами. Внутри, позади нарядного зала, черный монолитный камень, посвященный джайнскому святому Паршванатхе, был установлен совсем недавно, в 1860 г., вместо изображения другого тиртханкара, Адинатха.

Сразу на севере от Паршваната расположен храм самого Адинатха, похожий на предыдущий, но поменьше, который сейчас серьезно реставрируется. Три яруса скульптуры опоясывают первоначальную структуру, от которой сохранились только святилище, шикара и вестибюль; выбивающаяся из общего стиля мандапа была достроена гораздо позднее. Внутри гарбха грихи возвышается черная статуя самого тиртанкхараАдината. Огромная 4,5-метровая статуя шестнадцатого тиртанкхара Шантината (Shantinath) в посвященном ему более новом храме является самым главным изображением этого действующего джайнского комплекса. С его стройными, подобными пчелиным сотам шикарами, храм притягивает паломников со всей Индии, в том числе и обнаженных садху.

Среди образцов скульптуры маленького круглого Джайнского Музея, расположенного у входа в джайнские храмы, имеются изображения всех двадцати четырех тиртанкхаров (пн - сб с 7.00 до 18.00; 2 рупии).

Южная Группа

То, что обычно называют Южной Группой Кхаджурахо, состоит из трех сильно разнесенных в пространстве храмов. Ближайший от города храм — Дуладео (Duladeo) — расположен вдоль проселочной дороги к югу от Джайнской Группы, в 1,5 км от главной площади, и это изолированное положение не позволяет ему выглядеть столь же эффектно, как великие храмы Западной Группы. Кроме того, построенный в начале 12 столетия Дуладео свидетельствует об упадке храмовой архитектуры в конце чандельского периода, заметном прежде всего на скульптуре, лишенной характерной грации Кхаджурахо. Тем не менее, в главном зале все же имеются некоторые образцы изумительной резьбы, а угловатая, ребристая внутренняя часть храма уникальна для Кхаджурахо. Наземный план храма выполнен в виде звезды, на нем расположено квадратное внутреннее святилище Шивы, которое затем продолжает многогранная геометрическая фигура. Вся структура, особенно шикара и пирамидальная крыша мандапы, была основательно отреставрирована.

Маленькая дорожка, ведущая на юг в направлении аэропорта, пересекая поток Кходар (Khodar), поворачивает налево к непропорционально высокому коническому Чатурбуджу, расположенному примерно в 5 км на юге от Кхаджурахо; его шикара, возвышающаяся над кронами деревьев, видна на мили вокруг. Предшественник Дуладео, построенный примерно в 11 веке, несколько напоминающий храм Джавари Восточной Группы, Чатурбхудж проще Дуладео и лишен эротической скульптуры. Его внутреннее святилище украшает замечательная 2,7-метровая статуя Вишну.

Чтобы добраться до третьего храма - Биджа Матх (Bija Math) - вернитесь в группе домов перед Чатурбхуджем, поверните направо и идите вдоль проселочной дороги через деревушку. До 1998 г. храм был похоронен под подозрительно большим курганом ила (tela), пока не были предприняты раскопки, в результате которых была обнаружена платформа, украшенная изысканной резьбой. Раскопки только что начались, но предполагают, что это будет самый большой из всех найденных на настоящий момент храмов; к сожалению, сам храм распался на гору мусора из кусков резной скульптуры, ими усыпана вся площадка. Вы можете пойти и понаблюдать за работой археологов, терпеливо счищающих грязь, из-под которой выступают шествия слонов, сплетенные тела любовных пар и вздыбившиеся лошади.