Мой город Москва

Манали

Общие сведения

Главный туристический курорт Химачала, Манали, расположен в начале долины, в 108 км к северу от Манди. Хоть Манали и расположен в самом сердце высокогорного региона, он легко доступен; час на самолете плюс небольшая поездка по шоссе, или шестнадцать часов на автобусе из Дели - и сидя на веранде отеля, можно уже любоваться яблоневыми садами, густыми сосновыми лесами, за которыми открываются вечные снега Соланг Нала, кажущиеся совсем близкими. Не прекращающаяся напряженность в Кашмире привела к тому, что Манали приобрел огромную популярность среди индийских туристов, так что сейчас город заполнен весьма пестрой толпой - новобрачные, приезжающие провести здесь медовый месяц, просто отдыхающие, хиппи, треккеры и торговцы.

Тот Манали, что привлекал путешественников в семидесятые годы, изменился до неузнаваемости, хотя, конечно, неизменными остались величественные горные пейзажи, горячие ключи и качественный чарас. Старый Манали еще сохранил кое-что от былой атмосферы, а деревня Вашишт с ее все растущими в числе гостевыми домами и кафе становится популярнейшим местом, где можно провести время, спасаясь от жары равнин. Для тех, кого манят горы, Манали представляет собой идеальную базу для треккинга, как для коротких прогулок по горам, так и для серьезных экспедиций. Здесь много возможностей подобрать себе компанию для треккинга, нанять проводников и носильщиков. Бесчисленные агентства помогут вам собраться в экспедицию. Тихие отели в зеленых окрестностях Манали, десятки оживленных кафе и ресторанов, расположенных вокруг богатого базара, создают отличные возможности для отдыха после трудных путешествий по горным тропам. Более подробную информацию о треккинге в в окрестностях Манали и в долине Кулу см. на стр. 000.

Город

Главная улица Манали - Малл, ничуть не похожая на свою тезку в Симле - бурлит постоянной активностью. Здесь и автобусы останавливаются, здесь несколько торговых центров и базаров, цепочка отелей и ресторанов, здесь располагаются и туристические агентства. Отыщите себе удобное место у окна и понаблюдайте за внешним миром - проходят местные жители в традиционных шапочках, тибетки в чистеньких полосатых фартуках всех цветов радуги, непальские носильщики, буддистские монахи, случайная группа занскарцев, закутанных в потрепанные шерстяные гончи, индийские туристы, охотники за сувенирами и любопытные туристы из западных стран. Большая часть приезжих, на время останавливающихся в Манали, подыскивает себе тихие места, скажем, старый город, чтобы совершать ежедневные прогулки по окружающим лесам и холмам, где работающие в полях крестьяне будто и не подозревают о существовании шумных улиц, типа Мала.

Период, когда Манали считался лучшим местом для приобретения образцов горских народных промыслов, закончился, когда грузовики “тата” заменили мулов на горных дорогах. Но все равно, Манали прекрасное место для покупок сувениров. Город славится шерстяными вещами, особенно яркими шалями, привозимыми из долины Кулу. В Новом торговом центре, так называется базар рядом с автобусной станцией, они продаются в большом выборе. Цена шали зависит от ее размера, времени изготовления, качества шерсти, но больше всего, от вашего умения торговаться. Дешевле всего шали машинной работы, тонкие, не отличающиеся ни теплом, ни прочностью. Цены на настоящие шали из чистой шерсти, ручной работы с вышивкой начинаются от 500 рупий и выше. Тончайшие и мягчайшие шали из качественной пашмины - из шерсти состриженной с подбрюшья гималайских коз - стоят несколько тысяч рупий. Проверить качество пашмины можно, сильно скомкав шаль, поскольку настоящая пашмина не мнется. Осмотритесь на базаре и уточните цены в магазинах твердых цен, чтобы понять на что вы можете рассчитывать. Рекомендуемые магазины это государственный “Бхутико” на Малле напротив туристического агентства и фирменный магазин фабрики “Бодх Шол”, расположенный к югу от автобусной стоянки.

По всему базару разбросаны бесчисленные лавки, где торгуют шерстяными вещами ручной работы и традиционными шапочками долины Кулу. Обычно шапочки бывают многоцветными, с подвернутыми наушниками и золотой окантовкой, но можно найти и просто зеленые с бархатным козырьком, какие носят жители Киннаура.

Манали также славится тибетскими поделками - молитвенными колесами, амулетами, доржи (символическими изображениями молний), масками, музыкальными инструментами, ювелирными украшениями и буддистскими иконами на ткани. Далеко не все, что вам предложат, окажется подлинным, но только эксперт сможет распознать подделку. Это относится и к серебряным украшениям с бирюзой и кораллами, которые, тем не менее, неизменно привлекательны и сравнительно недороги. Есть несколько лавок прямо у автобусной стоянки, где можно порыться и найти красивые серебряные вещицы, отделанные полудрагоценными камнями - агатом, янтарем, лазуритом, бирюзой и кораллами.

Храм Хадимба

Храм Хадимба - старейший в Манали, стоит на широкой каменной платформе под густым старым кедром в пятнадцати минутах ходьбы на северо-запад от базара. Он посвящен Хадимбе (или Хирма Деви), супруге Бхимы. Согласно легенде, Бхима ( самый сильный из пяти братьев-пандавов, героев “Махабхараты”) влюбился в “красавицу-горянку”, единственную сестру свирепого демона Танди, которого Бхима убил в рукопашной схватке. Хадимбе, которая считается воплощением богини Кали, поклоняются при бедствиях, она также играет большую роль во время празднования Дассеры (см.стр.000). По преданию, именно Хадимба передала долину Кулу во владение предкам раджей Кулу, поэтому раджи и по сей день называют ее “бабушкой”. Богиня благосклонно взирает на торговцев, которые предлагают приезжим прохладительные напитки, сувениры, катание на яках и возможность сфотографироваться в целом наборе диковинных костюмов.

Массивная трехъярусная деревянная пагода, увенчанная темно-красными флагами, медным шаром и трезубцем (тришулом) Шивы, была возведена в 1553 году и представляет собой копию ранее существовавших здесь и уничтоженных лесными пожарами храмов. Фасад украшен замечательной резьбой по дереву - фигурами слонов, крокодилов и фольклорных божеств; на фасаде изображена и сцена из легенды, согласно которой раджа отрубил резчику руки, дабы тот не смог повторить свой шедевр. Входную дверь поддерживают рога каменного козла, в сумрачном храме обращают на себя внимание огромные камни, на одном из приносятся в жертву козы и буйволы во время важных ритуалов. Впадина в центре святилища, которая считается отпечатком ступни бога Вишну, подводит стекающую в нее ритуальную кровь к губам Хадимбы.

Гомпы.

В Манали осело наибольшее число тибетских беженцев во всей долине Кулу - отсюда и огромное количество молитвенных флагов, трепещущих на ветру на подъезде к городу, и две новенькие сверкающие гомпы на его южной окраине. Увенчанная сверкающими золотыми флеронами, заметная желтая, рифленого железа крыша пагоды Гадхан Тхекчхоклинг гомпа выглядит ярким всплеском красок среди хибарок тибетского квартала. Монастырь, построенный в 1969 году, существует на взносы местного сообщества и средства, вырученные от продажи ковров, которые изготовляются в храмовой мастерской. Когда молодые ламы не присматривают за мастерской, они собираются во дворе играть в чоло - в тибетский вариант игры в кости, который требует громких криков и стучания деревянными чашками по кожаным подставкам. Ярко раскрашенный Ла-кханг или молитвенный зал, в центре которого большая статуя сидящего Шакьямуни, находится на западной стороне прямоугольника и открыт для посещения иноверцев. Разрешается фотографировать; полагается оставить даяние перед тем, как уйти. У главного входа - список тех тибетцев, которые погибли во время яростных политических демонстраций, прокатившихся по Китаю в конце 1980-х.

Меньшая и более современная гомпа расположена ближе к базару, в саду, который к концу лета пылает подсолнухами. В главном святилище, освещенном десятками голых электрических лампочек и заполненным голубоватым дымком тибетских курений, находится колоссальная статуя Будды с золотым лицом. Лучше всего ее рассматривать из маленькой комнаты на втором этаже. Внизу на веранде сидят монахи и печатают молитвы на разноцветных флагах.

Старый Манали.

Старый Манали - от которой современный город получил свое имя, находится в двух километрах к северу от Мала на дальней стороне Маналсу налы. В отличие от своего людного бетонного отпрыска, деревня сохранила неспешную традиционную атмосферу. Попасть туда можно по Старой дороге, свернув направо на первой развилке и проехав через сосновый лесок и железный мост через реку.

Сначала вы увидите череду маленьких гостевых домов и кафе, а миновав их окажетесь в самой деревне, домики которой сгрудились на вершине крутой скалы над ущельем. Деревню иногда зовут Маналигарх - по имени старинной цитадели, развалины которой окружены террасами кукурузных полей и темно-зеленых садов, спускающихся кберегу Беаса. В центре деревни возвышается необычный новенький храм, посвященный Ману - тому, кто как сказано в “Манусмрити”, рукописи второго века до н.э., заложил основы индусского законодательства, сохраняющего силу и по сей день, а также и основу “варны”, кастовой системы. Камни со средневековыми надписями, вмонтированные в железобетон, свидетельствуют о древности этого места, До постройки храма оно называлось Мануалая или дом Ману, откуда, согласно одной теории, и возникло название “Манали”.

Большая часть домов старого Манали, выстроенных в старинном стиле пахари, украшена каменными крышами и деревянными балконами, с которых свисают охапки трав и табака, У дверей стоят ткацкие станки с незаконченными шалями, сами двери обведены традиционными фольклорными рисунками, коровы жуют душистое сено, копны которого расставлены во дворах. Единственное свидетельство того, что туризм не обошел стороной эти места, это банды чумазых ребятишек, которые суют приезжим в руки чарас и клянчат деньги.