Мой город Москва

Маклеод Гандж

Общие сведения

Постоянно разрастающийся город Маклеод Гандж, расположен на высотах среди сосен; внизу простирается долина, вверх почти вертикально уходят скалы Дауладхарского хребта. Хотя город носит имя Дэвида Маклеода, который был губернатором Панджаба, когда в 1848 закладывалась эта горная станция, здесь почти нет следов британского влияния. Центральная точка - буддистский храм на пересечении двух узких ухабистых улиц, обнесенный кольцом красных и золотых молитвенных колес, Ветшающие здания города покрыты бьющимися на ветру белыми, красными, зелеными, голубыми и желтыми флагами, на которых напечатаны молитвы, улицы заполнены монахами и монахинями в рубиновых одеяниях. Сегодня здесь больше тибетцев, чем индийцев, тибетцы продолжают пробираться в город с Тибетского плато через ледяныеГималаи, по крутым замерзшим тропам. Маклеод Гандж для них не просто политическое убежище, это еще и местопребывание их духовного вождя Далай Ламы, место, где дети могут свободно учиться тибетскому языку, истории и религии, не нарушая те законы, которые им навязывают китайцы на родине. Город - резиденция тибетского правительства в изгнании.

В Маклеод Гандже легко ориентироваться. С севера дорога, ведущая из нижнего города вливается в тесную людную площадь, которая служит автобусной стоянкой. Отсюда улицы ведут к резиденции Далай Ламы и к Библиотеке тибетских трудов и архивов, на север, к деревне Дхарамкот, к Центру медитации Тушита Ритрит, к Деревне тибетских детей, и на восток, к деревушке Бхагсу.

Путешественник может и не заметить этого, но в городе ведется последовательная кампания по очистке Маклеод Ганджа. Управление по благосостоянию разработало несколько планов улучшения экологической ситуации, среди прочего на Бхагсу-род теперь есть Green Shop, где продается кипяченая фильтрованная вода в попытке избежать загрязнения пластмассовыми бутылками.

Резиденция Далай Ламы

Далай Лама временно поселился в Маклеод Гпндже в 1960 г. Сейчас, спустя четыре десятилетия, он все еще находится там; резиденция в южной части города стала его постоянным местопребыванием в изгнании. Сам он живет весьма скромно, а в большей части обнесенного стеной здания расположились государственные учреждения. Перед входом в частную резиденцию Далай Ламы помещается главный буддистский храм Дхарамсалы Тсуг Лакханг, в котором находятся статуи Шакьямуни (исторического Будды), Падмасамбхавы ( который познакомил Тибет с буддизмом) и Авалокитешвары (бодисаттвы сострадания). Статуи изображают фигуры, сидящие в позе медитации в окружении даров от верующих - пакеты бисквитов, фрукты, благовония и молитвенные флажки. Поклонившись Будде внутри, верующие совершают обход вокруг храма, вращая молитвенные колеса и рассылая молитвы во всех направлениях. Монахи из близлежащего монастыря Намгьял ежедневно после полудня собираются во дворике напротив храма, где ведут яростные, но корректные богословские дебаты, сопровождаемые выкриками, хлопками и жестами, которые представляют собой часть традиционного способа обучения. Небольшое кафе Namgyal предлагает посетителям качественные блюда и закуски (вторник-воскресенье, 11.00 -20.30)

Встречи с Далай Ламой жаждут толпы людей. Бежавшие с родины тибетцы идут к нему за благословением и укреплением духа, монахи и монахини со всей Индии и Непала стекаются к нему за духовным наставлением, все больше людей Запада приезжает в Дхарамсалу, рассчитывая хоть на минуту его внимания. Лет двадцать назад с Его Святейшеством можно было встретиться лично, теперь же случайные посетители могут надеяться лишь на участие в публичной аудиенции - он выходит к сотням людей, чтобы приветствовать их и пожать протянутые руки. Аудиенции назначаются в зависимости от спроса и в то время, когда Его Святейшество свободен от других занятий и когда в Местном Отделении Маклеод Ганджа (Бхангсу- род) собирается достаточное количество просьб о встрече.

Частные аудиенции даются лишь немногим избранным и письменные просьбы о них должны направляться по меньшей мере за 4 месяца. Секретарь Далай Ламы ежедневно получает сотни писем такого рода и каждое письмо рассматривается должным образом. Письма по поводу духовных проблем пересылаются особо назначенному ламе , который может дать конкретные советы, на вопросы, связанные с тибетскими проблемами, как правило, могут ответить секретари и главы общин.

Библиотека трудов по Тибету и архивов

Библиотека трудов и архивов ( понед.-суббота, 14.00-17.00, закрыта по 2 и 4 субботам месяца; тел.01892/22467, факс 23723, eltwa@ndf.vsnl.net in) располагает одной из самых больших в мире коллекций оригинальных тибетских рукописей священных текстов и молитв, книг по всем аспектам Тибета, обширной информацией по индийской культуре и архитектуре, богатым архивом исторических фотографий. Украшенное снаружи яркими тибетскими мотивами здание находится в комплексе Центральной администрации Тибета в южной части Маклеод Ганджа. Не только Библиотека привлекает сюда посетителей - каждый рабочий день здесь работают курсы тибетского языка и философии ( см. Списки стр.000)

На первом этаже Библиотеки, в небольшом музее выставлена буддистская скульптура, тонкой работы бронза и мандалы (симметричные образы, используемые при медитации для обозначения внутренних движений духа и схемы вселенной). Перед входом в Библиотеку --маленькое кафе, где подаются горячие напитки и печенье). В информационном центре Тибетского секретариата у входа в комплекс можно получить новейшие данные о тибетцах в самом Тибете и по всему миру. Совсем рядом действует небольшой Астро- Медицинский Институт (9.00-13.00, 14.00-17.00), где работают монахи, диагностирующие болезни по состоянию глаз, пульса и мочи, и прописывающие лечение в виде пилюль из лекарственные растений, драгоценных камней, а иногда и из материалов животного происхождения, которые изготовлялись в особо благоприятные дни лунного календаря. Там можно также заказать свой гороскоп.

Тибетский институт исполнительских искусств.

Тибетский институт исполнительских искусств (тел.01892/21478, факс 21033, wwww.tibetanarts.org) основан в 1959 г. с целью сохранения самобытности тибетцев в изгнании. В его кампусе в лесах над Маклеод Ганджем проживает около 120 деятелей искусства, педагогов, музыкантов и администраторов. Труппа института исполняет традиционные Лхамо-оперы (см. бокс 0000); ее работа имеет большое значение для укрепления духа тибетцев, живущих в беженских лагерях по всей Индии, для ознакомления международной общественности с богатым культурным наследием Тибета. Информацию о предстоящих культурных событиях и о турах можно получить в офисе Института (понед.-суббота,9.00-12.00 и 13.00-17.00. закрыт по 2 и 4 субботам месяца). Институтские педагоги по Лхамо обучают этому искусству как тибетцев. Живущих в Индии и Непале, так и иностранцев. Другими традиционными формами искусства - литературой, ремеслами, скульптурой иконописью, резьбой по дереву и работой по металлу занимается Институт Норбулингка ( тел.01892/22664, wwww.norbulingkainstitute.org), расположенный около Сидпура в 30 минутах езды на автобусе от Дхарамсалы. Можно остановиться в гостевом доме Института (5).

Тибетская народная опера

Лхамо-опера произошла от тибетской танцевальной драмы в масках и сформировалась в 6-9 вв. В 14 веке лама Тхангтонг Гьялпо признал потенциал этой формы искусства для обучения простолюдинов морали и философии тибетского буддизма. Традиционное представление лхамо длится целый день, опера идет в сопровождении оркестра из цимбал, барабанов и рожков. Перед каждым представлением на сцене совершается сложный ритуал очищения, который исполняют семеро нгомп в плоских черных масках и шестеро танцующих фей или ринга. Они возносят благодарения Тхантонгу Гьялпо как святому покровителю лхамо и помещают его статую в центр сцены. Затем появляется повествователь, шунг шанген, который излагает сюжет оперы на классическом тибетском языке ( понимаемом сейчас лишь немногими) и заканчивает свое выступление громким криком.

Под звуки музыки выходят исполнители, представляя публике персонажей пьесы - героя (принца или короля), одетого в парчу с изображениями дракона и в широкополую шляпу, героиню в желтых шелках и шляпе из цветов, злодея - часто это бывает ведьма - в черном, прячущегося за черно-белой маской. За ними следует свита страшных демонов в масках с выпученными глазами, кроваво-красными ртами и острыми клыками. У каждого персонажа - собственный танец и свой речитатив, исполняемый в особой манере под названием намтхар - протяжное, горловое, резонирующее и очень громкое пение, перекрывающее аккомпанемент барабанов и цимбал. Сюжеты как правило, почерпнуты их ранних буддистских текстов, разыгрываются также истории из жизни Будды и великих буддистских святых. Иногда это истории двора императора Сонгстена Гампо, при котором буддизм был провозглашен религией в Тибете. Даже не понимая, что происходит на сцене, можно о многом догадаться по взрывам смеха в зале и по лицам, полным ожидания.

От автобусной стоянки в Маклеод Гандже отходит дорога на северо-запад к Институту альпинизма (тел.01892/21787; понед.-суббота, 10.00-13.30 и 14.00-17.00; закрыт по 2 субботам месяца), где мистер Саини предлагает информацию по региону, включая книги и карты по хребту Даула Дхар, организует экспедиции в горы. Дальше по этой дороге путешественник найдет два буддистских ритрит-центра, оба расположены в лесной местности, в высшей степени располагающей к медитации и духовному развитию. Тибетский Буддистский Центр Тушита основан в 1972 г. ламой Тхубтен Зопа Римпоче, почти рядом с ним - Дхамма Сикхара, центр Тхеравада Випассана ( подробности о предлагаемых в обоих центрах курсах. Далее дорога ведет в небольшое селение Дхарамкот, базой для переходов к Триунду (2975м) и через высокие перевалы в долину Чамба. В Тримурти Нивасе (тел.01892/21364) в нижнем Дхарамкоте дают уроки игры на табла.

К маленькому темному озеру Дал можно пройти из Дхарамкота по тропе, спускающейся по лесистому склону. В сентябре у озера происходит скотная ярмарка и проводится праздник в честь бога Шивы.На берегу озера располагается Деревня тибетских детей - большой комплекс, в котором получают образование и обучаются традиционным ремеслам свыше 2000 учащихся; это по большей части сироты или дети, оставленные в безопасности родителями, возвратившимися в Тибет.

Бхагсу-род ведет на восток от центральной площади Маклеод Ганджа и, огибая холм, выходит к деревушке Бхагсунатх с ее древним шиваитским храмом. В последние года два здесь произошли большие перемены, связанные со строительством нескольких неуместно выглядящих отелей, предназначенных, в основном, для индийских туристов. Тем не менее, деревня еще сохранила приятный облик, около храма есть несколько славных кафе и превосходный вегетарианский ресторан “Тримурти” с террасой на крыше. От храма извилистая тропка ведет к водопаду, где есть небольшая чайная. По ночам женщинам не рекомендуется передвигаться в одиночестве между Бхагсунатхом и Маклеод Ганджем, так как в последние годы на них неоднократно нападали.