Мой город Москва

Падманабхапурам

Общие сведения

Хотя в настоящее время Падманабхапурам, расположенный в 63 км на юго-восток от Тируванантапурама, находится в Тамилнаде, между 1550 и 1750 гг. он был столицей Траванкора и поэтому гораздо более близко связан с историей Кералы. Что необычно, им управляет правительство Кералы (Индия). Даже для тех, кто мало интересуется кераланской архитектурой, это небольшое место обладает неодолимой притягательностью. Однако, избегайте посещения комплекса на выходные, когда его наводняют экскурсионные группы на автобусах. Иногда отдельные части дворца закрывают на реставрацию.

Деревяный дворец

Расположенный на аккуратной посыпанной гравием территории в удалении от главной дороги, преимущественно деревянный Дворец Падманабхапурам (вт - воскр с 9.00 до 16.30; 6 рупий, пользование камерой - 10 рупий) олицетворяет классическую кераланскую архитектуру. Чтобы к нему добраться, нужно пересечь главную улицу от автобусной стоянки (см. ниже), повернуть налево, а затем в течение приятных десяти - пятнадцати минут следовать по правой дорожке через рисовые поля. Массивные стены территории дворца отделяют его от небольшой деревни.

Внешние очертания расположенного на фоне крутых холмов дворца - некоторые части которого датируются самыми ранними днями города - представляют собой идеальную комбинацию чистых линий и мягких углов, а покатые черепичные крыши различных взаимосвязанных строений прерывают треугольные выступающие фронтоны с изящными резными перегородками. Всех посетителей проводят по территории дворца знающие гиды, которые не берут установленной платы, но ожидают чаевые. Когда здесь бывает много народу, они опрометью пролетят с вами по дворцу, особенно если вас мало, чтобы успеть взять следующую группу.

В зале при входе (являющимся верандой) с нарядного потолка из тикового и красного дерева и других пород, отделанного резными изображениями девяноста различных цветков лотоса, свисает медная масляная лампа. Эта красиво изукрашенная вращающаяся лампа необъяснимым образом сохраняет ту позицию, в которой ее оставили, похоже, бросая вызов гравитации. Раджа спасался от летнего зноя, отдыхая на прохладной отполированной гранитной кровати в углу. На стене висит коллекция церемониальных луков онамвиллу, расписанных изображениями возлежащего Вишну (Падманабхи), которые местные правители дарили ему во время праздника Онам.

Прямо над входом, на втором этаже, находится мантрасала, или палата совета, мягко освещенная сквозь стекла из цветной слюды. В углубленные сидения скамьи вдоль передней стены клали смоченные в воде травы, что представляло собой естественную охлаждающую систему. Гладко отполированный черный пол сделан при помощи в настоящее время утерянной техники, с использованием обожженного кокоса, липкого экстракта сахарного тростника, белков яиц, извести и песка.

Самой старой частью комплекса является Экандамандапам (Ekandamandapam) - “одинокое место”. Построенный в 1550 г, он использовался для ритуалов в честь богини Дурги, в которых обычно была задействована калам эжутту - замысловатая напольная живопись. Свободно болтающееся на колонне кольцо представляет собой tour de force («демонстрацию мастерства») плотника: и кольцо и колонна вырезаны из одного куска хлебного дерева. Поблизости находится четырехсторонний внутренний дворик налеккетту, типичный для многих кераланских домов, расположенный под открытым небом и окруженный отделенным колоннадой проходом. Опускающаяся дверь некогда служила входом в тайный коридор, ведущий в другой дворец, в настоящее время разрушенный.

Танцевальный зал с каменными колоннами в стиле Пандья расположен прямо напротив святилища богини учения, Сарасвати. Женщины королевского дома должны были наблюдать за представлениями сквозь боковые перегородки, а челядь - сквозь дырки в стене с верхней галереи. Этажи между собой связывают крутые деревянные, похожие на лестницу-стремянку ступеньки, заканчивающиеся опускающимися дверями, что характерно для старых деревенских домов. Бельгийские зеркала и танджорские миниатюры с изображением Кришны украшают палату, образующую часть женской половины, там висят качели на железных цепях. В спальне раджи возвышается кровать на четырех опорах, сделанная из шестнадцати лекарственных сортов деревьев. Покрывающая ее замысловатая резьба изображает массу растительности, человеческие фигурки, птиц и, как центральный мотив, змею - символ медицины, ассоциированную с греческим богом врачей Асклепием.

Настенная живопись, которой славится дворец, оживающая благодаря тонкости, цвету, грациозным формам и религиозному рвению - украшает стены комнаты для медитации, расположенной прямо над спальней, которой пользовался раджа и его прямые наследники. К сожалению, в настоящее время она закрыта - якобы потому, что качается лестница, но на самом деле для того, чтобы сохранить фрески, которые были сильно повреждены целыми армиями рук, касающихся стен.

Следующими достопримечательностями дворца являются обеденный зал, рассчитанный на бесплатное угощение для 2000 брахманов, и 38-килограммовый камень, который, говорят, каждый новый рекрут в армию раджи должен был поднимать над головой 101 раз.