Мой город Москва

Ладакх

Ладакх неповторим в своей вызывающей благоговение суровой красоте. Он находится в среднем на высоте 4200 метров над уровнем моря и представляет собой самую восточную часть Джамму и Кашмира, пустынный регион, окруженный заснеженными пиками гор. Через него протекают могучие реки - Инд и Занскар. Здесь живут потомки арийцев и монголов, жизнь у которых по причине экстремального климата трудная. Тем не менее, они сумели приспособиться к таким тяжелым условиям и выработали свой, уникальный, образ жизни.

Ладакх - земля буддизма, хотя здесь обитают и мусульмане, и христиане. Буддизм помогает местным жителям жить в полной гармонии с природой, не смотря на различие религий. Искусство и архитектура Ладакха носят отпечаток буддизма. Буддийские монастыри называются гомпами. Они построены в своеобразном красивом стиле и богато обставлены и украшены изнутри прекрасными скульптурами, резьбой по дереву, бронзой, золотом и серебром, настенными росписями, росписями на шелке н т.д. Здесь верующие молятся за мир во всем мире.

Духовенство в Ладакхе можно разделить на две группы. Одну из них составляют "красношапочники", священники, проповедующие первоначальный буддизм. Их так называют, потому что они во время церемоний носят красные шапки. В XV веке в монастырях были проведены реформы. Ламы, принадлежащие к реформированному ордеру, стали известны как "желтошапочники". Помимо других обетов, они соблюдают безбрачие. Различные гомпы в Ладакхе принадлежат к этим двум сектам.

Гомпы построены по одному образцу. Они неизменно стоят на вершинах гор с флажками, развевающимися с их крыш. У входа в каждую гомпу находится веранда, на стенах которой нарисованы колесо жизни, бог четырех миров и божества-хранители устрашающего вида, называемые Дхармапалами. В колесе жизни отображены различные стадии, включая ад, через которые проходит человек прежде, чем достичь нирваны, или спасения. В главном молитвенном зале находятся изображения Будды, или боддхисаттвы, центральные фигуры поклонения. Боддхисаттва - это душа, достигшая спасения благодаря своим добрым деяниям, однако принесшая его в жертву, чтобы вернутся на землю и помогать другим достичь спасения и просветления. Есть еще и авалокатешвары, воплощения сострадания, часто изображаемые с одиннадцатью головами и многочисленными руками и ногами. Манджушри - это воплощения мудрости, а Майтрейя - это Будда, который должен придти. Сам Будда является боддхисаттвой, который возвращается к людям вновь и вновь с течением веков, чтобы облегчить их мучения.

На гораздо более поздней стадии в буддизм проник тантрический элемент из индуизма, а с ним пришли и женские принципы, наряду с мужскими, и группа женщин-богинь в противовес мужским формам в устрашающих образах, показанных в состоянии экстатического единения. Почти в каждом монастыре есть темная палата, где помещены эти божества, куда не разрешается вход женщинам и детям. В монастырях имеются кельи для главных лам и жилье для послушников. Подходя к гомпе, встречаешь на пути стену, выложенную из камней. На ней начертаны молитвы во славу Будды. Их называют стенами-мани. Мани всегда должна быть по правую руку, когда идешь. У начала мани и в её конце стоят вроде бы как шахматные фигуры. Это чортены. Они являются похоронными монументами Будды.

Сейчас до Леха можно добраться из Манали в Химачал Прадеше. Этот 500-километровый маршрут проходит через Лахаул и пустынный участок протяженностью 300 километров, где нет и следа человеческого присутствия, за исключением случайных палаток туристов, пока не подъезжаешь к Хемису и далее к Тхикси и Шей. На подступах к Хемису неожиданно появляются деревья с чортенами там и сям. Через некоторое время из тени, бросаемой отрогами гор Занскар, выступает приютившийся в скалах монастырь. Эта гомпа была основана в 1630 году под патронажем Сенгге Намгьяла. Монастырь Хемиса самый богатый и крупный из гомп Ладакха. Каждая гомпа устраивает зимой праздники, сопровождаемые танцевальными постановками, называемыми танцами дьявола. В гомпе Хемиса, единственной из всех, проходит двухдневный праздник, организуемый летом, который привлекает туристов со всего мира. Ламы, одетые в одеяния из парчи богатых цветов, надевают гротескные яркие маски легендарных мифических персонажей и танцуют. Танцы сопровождает ладакхский оркестр. Они исполняются на дворе, а посетители заполняют все четырехэтажное здание гомпы. Первоначально эти танцы являлись символами победы над жестоким тибетским королем Ландгармой, которого убивает монах, сейчас же они символизируют собой торжество добра над злом.

Поездка из Хемиса в Тхикси занимает примерно час. Взору предстают скопления домов ярус за ярусом. За ними следуют кельи лам, завершает картину гомпа на вершине горы. Импозантный двухэтажный храм выкрашен в красный цвет. Внутри восседает Майтрейя Будда в позе лотоса. Говорят, что эта гомпа была построена в середине XV века.

За полчаса из Тхикси можно добраться до гомпы Шей, стоящей посреди руин форта на взгорье. Здесь когда-то находилось средоточие королевской власти. И место это очень красивое. В главном зале стоит позолоченная статуя Будды высотой в два этажа. Говорят, что её установил король Делдан Намгьял. На обочине дороги на одной из скал высечены изображения пяти Дхьяни Будд, которых можно распознать по их средствам передвижения. Похоже, что изображения очень старые. Стоит также упомянуть и о других гомпах в окрестностях Шанкара, Спитука и гомпе в форте Леха.

Из Леха мы прибываем в Басго, расположенный на шоссе Лех-Шринагар. В XV и XVI веках Басго был столицей нижнего Ладакха. Здесь правила та ветвь династии, которая в конечном счете объединила Ладакх и приняла титул Намгьяла. Форт находится в руинах. Его стены и башни едва различимы. Внутри форта размещаются три храма, посвященные Майтрейе. Самый крупный из них считается, после Алчи, наиболее красиво разукрашенным храмом в Ладакхе. Центральный образ храма настолько велик, что его лицо не видно снизу.

Из Басго мы прибываем в Саспол. Чтобы добраться до Алчи, надо пересечь Инд по мосту. Гомпа и деревня почти скрыты от глаза и предстают взору внезапно, как оазис. В отличие от других гомп, гомпа Алчи - это скромно выглядящее строение из глины и дерева. Тем не менее, внутри него находится богатейшая сокровищница картин и скульптур, настенных росписей. Говорят, что эта гомпа была построена Ринченом Зампо, великим тибетским учителем, получившим образование в монастырях Бенгалии и Бихара. Он трижды посетил Кашмир и провел в Индии 17 лет. Тем не менее, надписи указывают на то, что эта гомпа была построена членом одной из аристократических тибетских семей в XI веке. Поражают своим искусством и замыслом настенные росписи монастыря, хорошо сохранившиеся в течение веков.

Этот монастырь, называемый Аджантой севера, имеет шесть храмов, называемых Ду Кханг, Сумцек, Джампал Лхакханг, Лотсава Лхакханг, Манджур Лхакханг и Лхакханг Сома. Из них первые два относятся к XI и XII векам, а остальные были построены в XII и XIII веках. Настенная роспись в гомпе.

Первые два храма важны с точки зрения их скульптур и росписей. Их картины можно подразделить на группы в следующем порядке: сцены из жизни Будды; фигуры различных боддхисаттв; фигуры Вайрочаны и изображение космического Будды Вайрочаны в мандале. В них можно видеть влияния различных культурных течений - гелленического персидского, тибетского, непальского, Центральной Азии и индийского. Тем не менее, стиль их уникален и своеобразен. Центральными фигурами в храмах являются боддхисаттвы Авалокитешвары, Манджушри и Майтрейи. Резьба по дереву носит отпечаток кашмирского влияния. Костюмы фигур напоминают те, что носили в Кашмире, Центральной Азии, Персии и Индии. На некоторых из картин глаза женщин напоминают те, которые свойственны женщинам джайнистских миниатюр. Украшения выполнены четко, со всеми деталями и выглядят как сделанные из настоящего золота и серебра. Краски картин яркие, вибрирующие.

Сумцек - это трехэтажный храм, уникальный по своим характеристикам. Здесь стоят три гигантских боддхисаттвы, поднимающиеся вверх через отверстия до второго этажа. На третий этаж пути нет. Эти три фигуры - Авалокитешвара, Майтрейя и Манджушри. На их одеждах нарисованы сцены из жизни Будды в миниатюре. Стены так густо разрисованы фигурами и мандалами, что пустого места не найдешь.