Мой город Москва

Биджапур

Общие сведения

Биджапур, который может гордиться прекраснейшими мусульманскими памятниками Деканы, часто обявляют “Агрой Юга”. Это сравнение частично верно: в течение более чем трехсот лет, он был столицей многих могущественных правителей, чьи мавзолеи, мечети, колоссальные гражданские постройки и укрепления напоминают о минувшем золотом веке непревзойденного процветания и художественной утонченности. На этом сходства между двумя городами заканчивается. Провинциальный рыночный город с населением 210 000 человек, современный Биджапур бесконечно далек от урбанистического безумия Агры. За исключением величественного Голгумбаза, к которому стекаются автобусы, наполненные участниками однодневных экскурсий, историческим памятникам города достается всего лишь тонкий ручеек туристов, в то время как обветшавший центр города поразительно тих и спокоен, в нём много мирных зеленых парков и двориков мечетей. Лучшее время для посещения Биджапура – с ноября до начала марта; летом в Биджапуре становится невыносимо жарко, и апреле-мае все учреждения закрываются в 13.00. В первую неделю февраля в Биджапуре проводится ежегодный музыкальный фестиваль, который привлекает известных музыкантов, представляющих как карнатакскую (южноиндийскую), так и хиндустанскую (североиндийскую) традиции классической музыки.

Немного истории

Биджапур начал свое существование в 10 в. как Виджаяпура, “Город Победы” царей династии Чалукья. Захваченный Виджаянагарами, он в первый раз перешел в руки мусульман в 13 в., когда появились султаны Дели. Династия Бахмани какое-то время управляла этой местностью, но только после того как местные правители, Адиль Шахи, завоевали независимость от Бидара, изгнав гарнизон Бахмани и объявив Биджапур столицей, начался его подъем.

Забыв о своих противоречиях на краткий период в конце 16в. Пять мусульманских династий, которые возникли после падения правления Бахмани и основались в Галконде, Ахмеднагаре, Бидаре и Гулбарге, образовали военный союз против Виджаянагаров. Выгоды этой кампании, которая увенчалась полным уничтожением Хампи, дали начало двухсотлетнему строительному буму в Биджапуре в течение которого город обрел свои самые замечательные памятники.

Однако старая вражда между соперничавшими мусульманскими султанатами Декана вскоре вспыхнула вновь, и царские цености Адиль Шахов были растрачены на бесплодные и затяжные войны. К тому времени, когда на сцене появились англичане (18 в.), Адиль Шахи уже утратили свое могущество, начался упадок, от которого ни они сами, ни их столица никогда уже не смогли оправиться.

Город и достопримечательности

В отличие от большинства средневековых мусульманских крепостей у Биджапура не было естественных скальных укреплений, и Адиль Шахам пришлось укреплять его огромными защитными стенами. Протянувшиеся на 10 км вокруг города, эти бастионы, усеянные установками для пушек (барджи) и сторожевыми башнями, в пяти местах прорезаны крепкими воротами и несколькими задними воротами поменьше (диди). В центре города еще одно кольцо изогнутых стен с бойницами окружает биджапурскую цитадель, где были расположены апартаменты султана и зал для торжественных приемов (дарбар), от которых теперь остались одни развалины. Гробницы Адиль Шахов разбросаны в городских предместиях, самые важные мечети находятся к юго-западу от цитадели.

Можно посетить все достопримечательности Биджапура за день, хотя большинство туристов остается на два-три дня, осматривая памятники в менее напряженном темпе. Наш обзор охватывает их в направлении с востока на запад, начиная с Голгумбаза, который лучше посещать около 6.00, до появления автобусных групп, и заканчивая изысканным Ибрахим Рауза (Ibrahim Rauza), где можно полюбоваться закатом.

Голгумбаз

Огромный мавзолей Голгумбаз (ежедневно 6.00-18.00; $5 – для иностранцев [5 рупий для индийцев]), самое знаменитое здание Биджапура, возвышается над восточными стенами города; его видно издалека во всех направлениях. Построенный в конце правления Адиль Шахов, Голгумбаз соответствует образу памятника последних дней династии – помпезный, декадентский и несоразмерный, но масштаб этого замысла ошеломляет.

Кубическая гробница посреди зала площадью 170 кв.м., увенчана единственным полукруглым куполом – самым большим в мире после купола собора Св. Петра в Риме. Спиральные лестницы вьются верх по четырем семиэтажным восьмиугольным башням, которые поддерживают знаменитую «Шепчущую Галерею», проход трехметровой ширины, окружающий купол с внутренней стороны. Если осторожно посмотреть оттуда вниз, можно оценить истинный размер здания. Придите туда сразу после открытия, и тогда вы сможете убедиться, какая у него необычная акустика; к 7 утра, какофония, поднятая туристическими автобусами и ахающими и хлопающими в ладоши туристами бывает такая, что вы с трудом услышите свой голос, не то что шепот на расстоянии 38 м. Раздражение, что вызывают шумы, умиряют великолепные виды, открывающиеся с мавзолея, его бастионы смотрят на город и далее – на темную землю Деканского нагорья, изрезанного гробницами и развалинами.

На постаменте в центре зала – надгробие правителя, построившего Голгумбаз – Мухаммеда Адиль Шаха, а также надгробия его жены, дочери, внука и любимой наложницы, Рамбхи. В одном углу стоит светящаяся в темноте простая белая гробница суфийского святого периода Адиль Шахов, Хашима Пира, у которой в феврале собираются каввали – исполнители религиозной музыки на ежегодный урс, длящийся 3 дня.

Джами Маджид

Чуть меньше 1 км на юго-запад от Голгумбаза над кварталом, который был центром города в период упадка Биджапура в 19 в. под властью низама из Хайдерабада, возвышается Джами Маджид (Пятничная Мечеть). Она была построена по заказу Али Адиль Шаха, правителя, заслужившего признание строительством городских стен и сложной системы водоснабжения, в честь его победы над Виджаянагарами в битве при Таликоте в 1565 г.; это одна из прекраснейших мечетей Индии. Это действующая мечеть, и туда нельзя входить одетым неподобающе.

Вход в главный молитвенный зал ведет мимо квадратного бассейна для омовений; молитвенный зал венчает центральный купол с элегантными пропорциями, окруженный 33 куполами меньшего размера. Простота и лаконичность характеризуют зал, разделенный мягко изгибающимися арками и рядами широких белых колонн. Кроме необычного геометрического орнамента и остатков желтой, голубой и зеленой плитки, единственное украшение можно найти в михрабе – молитвенной нише, обращенной на запад (Мекку), она покрыта позолотой и изысканной каллиграфией. Мраморный пол зала представляет собой решетку из 2500 прямоугольников, называемых муссала (“musallah” - молитвенный коврик, который верующие берут с собой в мечеть). Они были добавлены в убранство михраба Могольским императором Аурангзебом, якобы для того, чтобы компенсировать пропажу бархатных ковриков, длиных золотых цепей и других ценностей, которые изначально содрежались в молитвенном зале.

Митхари и Асар Махал

Дальше на запад от Джами Маджид, первый памятник, достойный внимания – маленькое резное привратное строение на южной стороне дороги. Несмотря на скромные размеры, это изящное трехэтажное здание с узорчатыми окнами и минаретами по углам, называемое Митхари Махал – одно из прекраснейших строений Биджапура. Его, как и мечеть, воздвиг Али Адиль Шах, используя для этого дары, полученные им во время его визита в Виджаянагар. Однако великодушие индуистских раджей не было оценено по заслугам. Всего через пару лет Адиль Шахи и четверо их мусульманских союзников разграбили город, присвоив его богатства и убив большинство жителей.

Дорожка, бегущая на север от Митхари Махал, приведет вас к разрушенному Асар Махал, большому открытому спереди дворцу, который поддерживают четыре колонны, выкрашенные в зеленый цвет; перед ним – колодец со ступеньками. Построенный в 1646 г. Мухаммедом Адиль Шахом как “Зал Правосудия”, позже он стал хранилищем волос из бороды Пророка, тем самым снискав имя Асар-и-Шариф, или “Место великих реликвий”. Теоретически, женщинам нельзя входить внутрь, чтобы посмотреть на верхний этаж, где ниши украшены довольно посредственными фресками с лиственным орнаментом, но за небольшой бакшиш одна из девушек, которые находятся здесь, отопрет вам дверь.

Цитадель

Цитадель Биджапура стоит в центре города, окруженная зубчатой стеной со всех сторон, кроме северной. Большинство из этих зданий были разрушены изнутри или превращены в правительственные учреждения, но сохранившиеся дают представление, сколь внушительным был когда-то этот королевский двор.

Уцелевшие памятники, находятся рядом с главной артерией цитадели – дорогой Ананд Махал, пролегающей с севера на юг; на нее можно попасть, обогнув юго-восточную стену со стороны Асар Махал, или с северой стороны через дорогу за Mayura Adil Shahi Hotel (KSTDC). В последнем случае вы сначала попадете к Гаган Махал. Изначально это был “Небесный дворец” Али Адиль Шаха служивший залом для торжественных приемов султанов, которые в соответствии со своим рангом сидели на возвышении на открытой северной стороне зала, а на них глазела толпа, собиравшаяся на площади. К западу от Anand Mahal Road пятиэтажный Сат Манзил был дворцом наслаждений наложницы Рамбхи, похороненной вместе с Мухаммедом Адиль Шахом и его семьей в Голгумбазе. Впереди стоит водный павильон, покрытый резьбой - Джал Мандир, ныне возвышающийся посреди пустого бассейна.

Малик-и-Майдан и Упли Бурудж

Один из нескольких бастионов (burje) на укреплениях Биджапура охраняет главный западный вход в город. На этом бастионе, Бурдж-ш-Шерза (“Львиные ворота”) стоит колоссальная пушка, которая называется Малик-и-Майдан, буквально “Повелитель равнин”. Ее привезли сюда как военный трофей в 16 в., и потребовалось четыреста буйволов, десять слонов и целый батальон, чтобы втащить ее по ступеням на бастион. Надписи гласят, что пушка, чье жерло украшает рельеф чудовища, проглатывающего слона, была отлита в Ахмеднагаре в 1551 г.

Еще пара брошенных пушек лежит на вершине дозорной башни неподалеку (к северу). Лестница извивается вокруг внешней стороны овальной Упли Бурдж (“Верхний бастион”) и ведет к месту, где установлена пушка, оттуда открывается вид на город и окрестные равнины.

Ибрагим Рауза

Обнесенный стеной Ибрагим Рауза (менее 1 км к западу от укреплений) является высоким достижением архитектуры Биджапура (ежедневно 6.00-18.00; $5 – для иностранцев [5 рупий для индийцев]). Если Голгумбаз производит впечатление прежде всего своим размером, вместе с тем, это сооружение отличается изяществом и простотой. Это - лежащая вдали от автобусных туристических маршрутов мирная гавань с прохладными колоннадами веранд и стаями радужных попугаев, летающих между куполов, покрытых плесенью, минаретов и сверкающих золотых наверший.

Мнения ученых расходятся относительно того, была ли гробница построена Ибрагимом Адиль Шахом (1580 – 1626) или его любимой женой, Тадж Султана, но именно он первым нашел упокоение здесь, в мрачной усыпальнице, куда свет проникает только через ряд окон, образованных изысканной ажурной прорезью в стене. Украшенные искусно сделанными надписями из Корана, окна – лучшие образцы этого стиля в Индии. Еще более поразительная резьба по камню украшает наружную часть мавзолея и столь же прекрасную мечеть напротив; карниз ее фасада представляет собой каменную цепь, вырезанную из единого блока. Два здания, изобилующие минаретами и куполами, смотрят друг на друга с противоположных сторон прямоугольного фундамента, разделенных маленьким бассейном и фонтанами. Если посмотреть на комплекс сверху, можно понять, почему его архитектор Малик Сандал, оставил поздравительную надпись самому себе на родном персидском языке над южным входом в гробницу, определяющую его шедевр как “ …красота, перед которой Рай замер в восхищении”.

Гулбарга

Гулбарга (165 км к северо-востоку от Биджапура) была основной столицей династии Бахманов и главным городом региона до того, как двор переехал в Бидар в 1424 г. Впоследствии захваченная Адиль Шахами и Моголами, она осталась мусульманским городом, и луковицы куполов и минареты мечетей все еще гордо возвышаются над линией горизонта, изломанной силуэтами бетонных коробок домов. Город также славится тем, что там родился святой Хазрат Банда Наваз Гезу Дараз (1320 – 1422), его гробница расположена рядом с одним из важнейших исламских богословских училищ.

Несмотря на религиозное и историческое значение Гулбарги, ее памятники блекнут перед памятниками Биджапура и даже Бидара. Очень немногие из ее достопримечательностей заслуживают, чтобы ради них прервать путешествие, если только вы не испытываете особого интереса к средневековой мусульманской архитектуре. Единственное исключение – группа гробниц на северо-восточной окраине города, известной как Даргах. Это облицованное мрамором и покрытое заплесневелой местами известковой побелкой здание за широкой базарной площадью ориентировано на гробницу Хазрата Гезу Дараза, “Банда Наваз” его именуют почитатели (“Длинноволосый, приносящий всем утешение”). Святой был духовным наставником правителей Бахмани, это они воздвигли этот прекрасный двухэтажный мавзолей, каждый год его посещают сотни тысяч паломников. Женщинам вход туда воспрещен, и они могут только украдкой взглянуть на гробницу, окруженную инкрустированной перламутром деревянной загородкой и задрапированной зеленым шелком, через ажурные каменные окошки. Однако мужчины могут войти, чтобы оставить пожертвования и полюбоваться потолком с зеркальной мозаикой. То же ограничение по полу действует и в отношении соседней гробницы, в её интерьере сохранилась изысканная персидская роспись. Другое важное сооружение Дарги, открытое и для мужчин, и для женщин, - Мадраса, богословское училище, основанное Банда Навазом и расширенное спустя два века после его смерти. Учебная программа здесь основана на Коране, но собственные работы святого по суфийскому мистицизму и этике также изучаются по сей день.

Улизнув из толчеи в Дарге, пересеките город и отыщите покинутую крепость Гулбарги. Окруженная стенами шестнадцатиметровой ширины, пятнадцатью сторожевыми башнями и зловонным рвом, огромная крепость теперь лежит в руинах возле большого искусственного озера. Ее единственное сохранившееся здание – прекрасная мечеть Джами (14 в.), её красивые купола и арки ворот высятся над заросшей кустарником пустошью. Считается, что она создана мавританским архитектором по образцу большой испанской мечети в Кордове; для Индии она уникальна тем, что ее купол полностью покрывает молитвенный зал.

Бидар

В 1424 г., вслед за распадом династии Бахмани на 5 соперничающих группировок, Ахмад Шах I перенес свой трон из Гулбарги в менее скученный городБидар, как говорят, побуждаемый горем потери своего любимого духовного наставника, Банда Наваз Гезу Дараза. Построив в городе новую крепость, великолепные дворцы, мечети и декоративные сады, Бахмани правили здесь до 1487 г., когда власть перешла к Барид Шахам. Им на смену пришли Адиль Шахи из Биджапура, а потом - Моголы под предводительством Аурангзеба, они захватили этот край в 1656 г., перед тем как низам из Хайдерабада окончательно присвоил эту территорию в начале 18 в.

Затерянный на северо-западной оконечности Карнатаки, Бидар (284 км от Биджапура), теперь - провинциальный захолустный город, больше известный своей тренировочной базой военных летчиков, чем медленно разрушающимися памятниками и средневековыми стенами. Все же город, в котором половина 140-тысячного населения – мусульмане, обладает особым очарованием; его узкие улицы с красной землей оканчиваются арками ворот, сквозь которые открываются виды на равнины. Его облицованные плитками гробницы, разбросанные тут и там укрепления и старинные мечети заслуживают визита на пути из Хайдерабада (150 км к востоку) в Биджапур, хотя на привычные на Западе удобства рассчитывать не следует; однако можно натолкнуться на более чем необычное отношение со стороны местных жителей. Особенно женщины, путешествующие в одиночку, могут вызвать к себе внимание более пристальное чем следует.

Расстояния между достопримечательностями Бидара слишком велики чтобы было удобно передвигалься пешком. Однако авторикши обычно редки вдали от главной улицы, и с неохотой соглашаются ждать, когда вы осмотрите памятник, так что лучше взять напрокат велосипед на день (2 рупий в час) у Rouf, в 50 м к востоку от автобусной станции рядом с отличным Karnatak Juice Centre.

Старый город

Сердце Бидара – средневековый старый город, окруженный зубчатыми стенами и восемью внушительными воротами (darwazas). В этом преимущественно мусульманском квартале находится много мечетей периода Бахмани, хавели и кханка – “монастыри”, основанные местными правителями для мусульманских мистиков и их учеников. Но настоящее сокровище Бидара – впечатляющие развалины Махмуд Гаван Мадраса, богословского училища, его единственный минарет парит высоко в небе над центром города. Гаван, ссыльный персидский ученый, был вазиром, или первым министром при Мухаммеде Бахмани III (1463 – 82). Талантливый лингвист, математик и страстный военный стратег, он наблюдал за завоеваниями династии в Картанаке и Гоа и в 1472 г. завещал это училище как дар благодарности государству, принявшему его. В этом здании в ярко выраженном персидском стиле, изначально окруженном большими куполами-луковицами, когда-то находилась знаменитая во всем мире библиотека. Однако она сгорела от удара молнии в 1696 г., а несколько ее стен и куполов взорвалось, когда загорелись пороховые склады оккупационной армии Аурангзеба. Сегодня мадраса не более чем остов, хотя его фасад сохранил большие фрагменты яркой персидской глазурованной плитки, которой когда-то он был отделан. На глазури сохранилась прекрасная лента вязи из Корана и разноцветные зигзаги вокруг цоколя его единственного сохранившегося минарета.

Бидри

Бидри известен как родина уникальной дамаскской техники работы по металлу – бидри, созданной персидскими серебряных дел мастерами, приехавшими в этот край вместе с двором Бахмани в 15 в. Эти высокопрофессиональные мастера занимались гравировкой и инкрустацией традиционных иранских узоров по металлическому сплаву свинца, меди, цинка и олова, который они чернили и полировали. Конечный эффект - серебряные вьющиеся цветочные мотивы, обрамленные геометрическим орнаментом на черном фоне – стали эталоном мусульманской работы по металлу в Индии.

Произведения искусства Бидри выставлены в музеях и галереях по всей стране. Но если вы хотите видеть настоящих мастеров bidri за работой, прогуляйтесь по Siddiq Talim Road, пересекающей южную часть старого города, где мастера в тюбетейках чеканят и полируют вазы, чаши, блюда, коробочки для пряностей, жестянки для орехов и узорчатые трубки для кальяна, а также менее традиционные вещи – подносы, пепельницы и ножные браслеты, которые появляются (по сильно взвинченным ценам) в больших магазинах Дели и Калькутты.

Крепость

Возвышаясь над темной землей равнин, крепость Бидара, расположенная на вершине отвесного обрыва из красной латеритовой породы на самом северном конце улицы, проходящей через мадраса, была основана индуистскими царями Чалукья и достроена династией Бахмани в начале 15 в. Несмотря на частые осады, крепость большей части осталась цела; она окружена 10 км крепостного вала, который на севере и западе переходит в 300-метровые утесы. Главный южный вход защищают внушительные искусственные укрепления: гигантские ворота и тройной ров, который раньше пересекали подъемные мосты.

Внутри первое сооружение, достойное внимания (слева после третьих и последних ворот) – изящный Рангин Махал. Этот скромный “Цветной Дворец” построили после того, как неудачное восстание абиссинских рабов в 1487 г. вынудило Махмуд Шаха его переместиться на более безопасном месте внутри крепости. Сравнительно скромные размеры дворца отражают закат Бахмани, но его внутренне убранство включает некоторые из прекраснейших сохранившихся до наших дней произведений исламского искусства Декана – несравненную деревянную резьбу на дверных арках и перламутровую инкрустацию в персидском стиле на полированных черных гранитных поверхностях. Если двери в дворец заперты, попросите ключи в соседнем археологическом музее ASI (ежедневно 8.00-13.00 и 14.00-17.00; вход бесплатный), в нем представлена коллекция индуистской храмовой скульптуры, оружия и предметов каменного века.

Обширный пустырь из щебня напротив музея – вот все, что осталось от царских садов. Прямо на него выходят аскетически строгая мечеть Solah Khamb(1327 г.), самый древний памятник Бидара, его отличительная черта – замысловатая ажурная каменная вязь вокруг главного купола. Продолжайте путь отсюда на запад через развалины бывшего царского двора – разрозненное собрание полуразрушенных дворцов, купален, зенан (женская часть дворца) и залов собраний – до самых западных стен крепости. Можете обойти по кругу крепостную стену, останавливаясь чтобы насладиться видами красных утесов и равнин.

Аштур: Гробницы Бахмани

Если посмотреть вдаль с восточных стен крепости, восемь белых куполов-луковиц заманчиво парит над деревьями. Мавзолеи Аштур (15 в.) в 3 км от Бидара (если выйти из старого города через ворота Дулхан Дарваза) – место упокоения султанов Бахмани и их семей, в том числе сына правителя, который первым покинул Гулбаргу – Аллаудин Шаха I. Его останки покоятся в самой величественной гробнице с фрагментами цветной глазурованной плитки на арке фасада и с большим куполом, по его внутренней поверхности вьется затейливая персидская живопись. Отражая солнечный свет на потолке с помощью маленького карманного зеркальца, чоукидар отыскивает среди солнечных отблесков бриллиант, еле видимый среди помета летучих мышей.

Гробница отца Аллаудина, девятого и самого знаменитого султана Бахмани, Ахмад Шаха I, украшенная персидскими надписями, стоит рядом с гробницей его сына. Рядом с ними находятся два мавзолея поменьше, а по соседству – частично разрушенная гробница Хумаюна Жестокого, в которой образовалась трещина после удара молнии. Идя вдоль ряда гробниц, можно наблюдать, как постепенно приходила в упадок династия Бахмани; мавзолеи уменьшаются в размере, заканчиваясь жалкой горсткой гробниц, появившихся в начале 16 в., когда султаны стали не более чем марионетками Барид Шахов.

На вершине низкого холма на полпути между Аштуром и Бидаром (на северной стороне дороги) находится Chaukhandi Хазрата Халила Улла, прекрасная восьмиугольная гробница, построенная Аллаудин Шахом для своего первого духовного наставника. Бoльшая часть плитки отвалилась с фасада, но сохранившаяся каменная резьба и вязь над аркой дверного проема, а также виды, открывающиеся с фундамента гробницы, заслуживают того, чтобы свернуть с дороги.

Гробницы Бадрид Шахов

Гробницы Бадрид Шахов, которые сменили Бахмани в начале 16 в., находятся на западной окраине города, на Udgir Road, в 200 м за автобусной остановкой. Хотя и не столь впечатляющие, как гробницы их предшественников, эти мавзолеи на высоких фундаментах отличаются очень привлекательным местоположением. Наибольший интерес представляет гробница Али Бадрида (1542 – 79); его стена, обращенная к Мекке, была оставлена открытой. Чуть дальше на юго-запад лежит массивная могильная плита, здесь были похоронены его 67 наложниц, вассалы посылали их в качестве дани со всего царства верховному правителю Декана. Этот комплекс официально открыт для послеполуденных прогулок (ежедневно 16.30-19.30; 2 рупии), но привратник может впустить вас и раньше, если он находится поблизости.