Мой город Москва

Фестиваль Эсала Перахера - грандиозный праздник буддийского мира

Эсала Перахера считается буддийским праздником. Однако, если рассмотреть его повнимательнее, он вобрал в себя традиции не только буддизма, но и обряды индуизма. Этот фестиваль связан с, пожалуй, самой значимой реликвией на Шри-Ланке: Зубом Будды. Мероприятие представляет собой смесь карнавала, вечеринки и парада. Посмотреть на такое зрелище в июле съезжаются со всех уголков планеты. Длится это празднование 11 дней и 10 ночей.

Легенды древности

По преданию, в возрасте 80 лет Будда умер и был кремирован. Существует разные легенды, каким образом зуб попал в руки последователей. Одна из них гласит, что во время кремации Будды, один из его учеников подбежал к костру и выхватил у него священную реликвию. Зуб Будды считается единственной частичкой божества, которая сохранилась на планете. По легенде, он обладает магическими свойствами. Тот, кто владеет Зубом Будды, способен предвидеть будущее, разглядеть правду и неправду, проникнув в самые глубины сознания. .

Шкатулка, в которой хранится Зуб Будды, подобна матрешке: она вложена в другую шкатулку. В общей сложности реликвия лежит в шести сундучках. Саму святыню показывают очень редко. Только самые достопочтенные гости получают право взглянуть на Зуб Будды. Например, его показывали королеве Англии Елизавете.

Исторические факты

Теперь, когда мы немного рассказали, какое огромное значение буддисты придают этой реликвии и почему, поведаем о самом празднике. Историю возникновения Эсала Перахера точно воспроизвести уже невозможно. Из старины до нас дошли только предания о том, что фестиваль учредили в честь значимой военной победы или другого исторического события. Мифология хранит легенду о битве Асураса (языческого бога) и бога Катарагама, которая состоялась в ту же дату лунного календаря, на которую попадает начало праздника Эсала Перахера. Возможно, эта аллегория символизирует войну с каким-нибудь языческим народом.

  • Эсала – это название дерева, которое цветет как раз в дни праздника. Его срезают, а ствол привлекают к церемониям поклонения. Чуть позже стали использовать другие деревья, которые при повреждении выделяют белый сок, который считается символом процветания, как и сбежавшее молоко. 
  • Перахера означает «праздничное шествие». Эту приставку праздник получил только в 18-м веке. Жена короля, правившего на Цейлоне, была индийской принцессой и требовала проведения индуистской церемонии у мужа. Такие шествия – обычай, непривычный для буддистов того времени. Чтобы угодить жене и не разгневать своих подданных, король отдал приказ видоизменить Перахеру. Во главу шествия он велел поставить слона, который будет нести самую важную реликвию буддистов – Зуб Будды. 

Проведение праздника. Главные этапы.

Начинается праздник в первый день новой луны июля. Из числа уважаемых людей выбирается капурал – пожалуй, самое значимое лицо в процессии. Именно ему поручают выбрать и срезать дерево для церемонии. Ствол разрубают на 4 части, каждая из которых отправляется в индуистский храм, внутри которых проходят еще 5 дней обрядов. А на шестой день стартует шествие, которое называется Кумбал Перахера.

Кумбал в переводе означает «муравейник». Дело в том, что именно на него похож холм, к которому привозят части священного дерева вместе с шествием, которое можно сравнить с крестным ходом. Этот период длится 5 ночей, затем приходит Рандоли Перахера. Рандоли – это паланкин, тот самый передвижной трон, на котором носили королеву. Этот предмет участвует в процессии, а вместе с ним и представители правящей династии.

Самым зрелищным, пожалуй, можно назвать этап Маха Перахера. Это событие привлекает больше всего внимания своим буйством цвета, массовостью. На него съезжаются паломники со всего мира. Многие занимают места с вечера на тротуарах, вдоль которых пройдет Перахера. Места на деревянных трибунах, с которых можно наблюдать праздник, можно приобрести только платно. Деревья украшают лампочками, на ветки крепятся динамики, из которых доносятся молитвы в прямом эфире. Трансляция проходит из храмов.

Зрелищное завершение праздника

В 21 час на небо восходит луна, раздается пушечный выстрел. Появляется колонна мужчин с хлыстами. Они идут и выстёгивают землю, распугивая злых духов. Вслед за ними вышагивает карлик с факелом, освещающим дорогу. Затем идут жонглеры, знаменосцы, музыканты. Только после этого появляются 3 слона, на спине у одного из которых – тот самый ларец с Зубом Будды.

Животное, которому доверяют такую важную миссию, автоматически почитается как святыня. В одном из музеев даже хранится чучело первого слона, несшего шкатулку с реликвией. Шествие замыкают музыканты и глава храма. Вся церемония длится около 4 часов. Завершение ее знаменует пышный фейерверк, после которого все участники могут пуститься в пляс прямо на улицах города.

На утро проводится заключительный обряд разрезания воды. Глава одного из храмов на лодке выплывает на середину озера, опускает в него меч, рассекая волны. После этого он наполняет кувшин, который будет храниться в храме до следующего праздника.