Мой город Москва

Священные места Индии. Часть2

Тирупати

Тирупати, город, расположенный на границе с Тамилнадом, на священной горе Тирумала, известен благодаря возведенному в нем храму Вишну-Венкатешвара. Это самый богатый и самый посещаемый храм, как в Индии, так и во всем мире, по причине чего он даже занесен в «Книгу рекордов Гиннеса».

Существует несколько легенд, связанных с этим храмом. Одна история рассказывает о том, что гора Тирумала – это сам окаменевший Вишну, который неподвижно сидел здесь в медитации много веков. По другой – это часть священной горы Меру, которую разбросал однажды бог ветра Вайю. Многие связывают Тирупати с именами живших здесь более года братьев Пандавов, с Аватаром Рамой, который на этой горе молился Вишну, с великим богом змей Нагом…

По официальным историческим источникам возраст храма составляет более 2000 лет. Особого расцвета он достиг во время правления династии Виджайанагаров, которые для украшения внутренних помещений храма сделали огромный вклад золотом и драгоценными камнями.

Одновременно в храме находится не менее 5000 паломников, а ежедневно его посещает более 100000 человек. Очередь из страждущих попасть на даршан часто растягивается на километры, а время ожидания – на долгие часы.

Храм настолько популярен, что именно здесь многие паломники стремятся совершить ритуал избавления от собственный желаний - они сбривают волосы и предают их в дар божеству. Для этого в храме работают сотни брадобреев. И если вы на юге Индии встретите человека с бритой головой, можно с высокой долей уверенности говорить, что он побывал в храме в Тирупати.

В святилище храма находится священный образ Венкатешвара, полность утопающий в золотых украшениях (непривычно небольшой и толстый, похожий на Аватару Ваманы). Его глаза закрыты не только потому, что он медитирует, но и вследствии того, что своим взглядом он может сжечь всех окружающих. Поэтому брамины не дают возможности постоять у святыни и даже оттаскивают жаждущих блоагословения паломников.

Слева от храма находятся ворота резные изображения на которых передают древние легенды Пуран, за ними залы с образом Вишну в образе черепахи (Курма аватара), Лакшми,

Кришны, управляющего колесницей, а также жен Кришны Рукмини и Сатьябхамы.

Около храма находится музей Шри Венкатешвар, в коллекции которого много скульптурных изображений Вишну и Кришны, списки стихов альваров (святым поэтам) и фотографии 108 главных храмов, посвященных Вишну. Время работы: с 8.00 до 20.00.

В пяти километрах от Тирупати находится храм Падмавати. Богиня изображена сидящей в падмасане и держащей цветки лотоса.

Майсур

Майсур (около 800 000 жит.) - древняя столица штата, расположенная в 140 км от Бангалора. Майсур часто называют «сандаловым городом», так как его воздух всегда напоен ароматом цветущих сандаловых деревьев, роз и жасмина.

Своим возникновением город обязан мифологическому событию: именно здесь богиня Дурга убила демона Махешасура, отчего и появилось название Майсур. Праздник Дуссера в честь ее

победы (в сентябре-октябре) отмечают здесь очень ярко.

Храм и гора Чамунда - главная святыня города, расположенная в 10 км от него на вершине горы. Здесь находится храм Чамунди (Дурги, супруги бога Шивы, покровительствующей городу). Перед входом находится статуя Махишасуры, а рядом с ней музей, в котором собраны диарамы, посвященные различным аспектам религиозной жизни. Храмовая башня-гопурам открывает путь к в алтарную часть, где установлена статуя богини из чистого золота. На западном склоне горы можно увидеть Нанди – знаменитую скульптуру быка Шивы, высеченную из скальной глыбы. Отсюда с горы открывается прекрасный вид окрестностей. Во время праздника в храме проходит фестиваль колесниц, а на озере под горой – фестиваль лодок. По улицам города в это время проходит процессия красиво украшенных слонов и верблюдов. Праздник заканчивается великолепным фейерверком.

В Майсуре находится одна из самых известных в мире Школа Аштанга йоги, руководимая Патабхи Джойсом, а также Ашрам Шри Ганапати Садчитананды.

Халебид

Древняя столица империи Хойсалов - Халебид, была в 1311 году захвачена мусульманами и разрушена. Сейчас этот небольшой поселок, широко известен индуистским храмовым комплексом Хойсалешвара, стоящими в одном ряду с шедеврами Кхаджурахо и Конарака. Посвященный Шиве храм был построен в середине 12 века и полностью покрыт резными скульптурными фризами, иллюстрирующими сцены из жизни богов и правителей империи, а также стилизованными птицами и животными. Храм стоит на платформе-возвышении, имеющем форму звезды. Немыслимое богатство декора позволяет считать этот комплекс красивейшей из всех культовых построек периода Хойсала. В нижней части можно разглядеть шесть рельефов с изображением слонов и львов. Искусство резьбы по камню здесь достигло удивительных вершин: нет ни одного сантиметра поверхности без узора!

Белур

Белур находится в 16 км от Халебида. В 11-13 вв. Белур наравне с Халебидом был столицей государства Хойсала. Храм Ченнекешавы (Chenna Keshava), посвященный Кришне, позволяет судить об уровне и расцвете архитектуры этого периода. В связи с победой над войсками Чола (1126 г.) его велел возвести правитель Вишнувардхана. Храм в форме звезды расположен на высокой платформе. Фасад, три входа и стены снаружи украшены таким количеством рельефов и скульптур, божеств и мифологических существ, что даже напоминает о стиле барокко. Но еще большее восхищение вызывает внутреннее убранство: стены покрыты искусными росписями на темы «Махабхараты», «Рамаяны» и мифологических сюжетов. Внутри комплекса богато декорированные колонны (среди них не найдешь даже двух похожих) поддерживают красивый свод. Строительство и отделка храма продолжались 103 года. Главное божество храма – скульптура Кришны с четырьмя руками, держащими диск, раковину, лотос и палицу.

Шраванабелагола

Чтобы осмотреть прекрасные храмы в Белуре и Халебиде, нужно добраться до Хассана (200 км от Бангалора и около 100 км от Майсура). Оба пути ведут через храмовый комплекс джайнов – Шраванабелагола, где находятся несколько храмов, 43 скульптуры джайнских пророков тиртханкаров (буквально, «создатель переправы, пути») и самая большая в мире монолитная статуя. После получасового подъема в гору (босиком по ступенькам, сильно нагревающиеся к полудню) путешественник оказывается у цели, к которой стремятся многочисленные паломники. Над открытым двором храма высится колоссальная 17-ти метровая статуя Гоматешвары. Статую воздвигли более тысячи лет назад - в 983 года. Каждые 12 лет по случаю праздника Махастакабхишека ее поливают смесью молока, гхи (топленое масло) и йогурта, осыпают цветами, серебряными и золотыми монетами. Последний раз тысячи паломников соьирались на это действо в феврале 1993 г., следующее - в 2005 г.

Хампи

Согласно эпосу «Рамаяна», в Бхаскаракшетре (Хампи) делал остановку Рама, когда вместе с братом Лакшманой путешествовал на юг к острову Ланка. Именно здесь он обрел преданное ему обезьянье войско во главе с легендарным Хануманом. Позже город обрел название Виджаянагар, став столицей одноименной империи. Португальский путешественник Паэс, побывавший в Хампи в пору его расцвета писал, что по величине город не уступает Риму, дворцы гораздо больше замков Лиссабона и, что он кажется раем.

Сегодня, глядя на руины можно только вообразить великолепие и красоту древнего города. Сохранились в Хампи только храмы, создававшиеся в разные эпохи и при разных правителях. Их здесь более 300, среди которых выделяются обильно украшенный эпизодами из «Рамаяны» храм Хазара Рама, величественный храм Шивы Вирупакша созданный в 1510 г. правителем Кришнадеварая. Далее к югу от автостанции - храм Кришны Виттала, за ним возвышается монолитное изваяние Нарасимхи, а в центре города - окруженный многочисленными храмами Лотосовый дворец, построенный для жены махараджи.

Махабалипурам

Махабалипурам расположен в 60 км к югу от Ченная. Это приятный курортный городок (около 40 тыс. жителей) в котором можно остановиться на несколько дней. Здесь множество недорогих гостиниц и ресторанов с замечательной кухней, славящихся морепродуктами, располагающая к медитации атмосфера, прекрасные песчаные пляжи и потрясающие восходы.

Махабалипурам – это бывший главный порт династии Паллавов и один из известных храмовых городов Индии. Кроме знаменитого Прибрежного храма, в комплекс входят 14 пещерных храмов, 5 небольших храмов-колесниц и множество каменных скульптур. В Махабалипураме ежегодно проводится Фестиваль танца, который длится целый месяц с начала января по начало февраля.

Нисхождение Ганги – одно из уникальных творений индийского искусства. Этот грандиозный наскальный рельеф высотой 9 и шириной 27 метров включен в «100 Великих храмов мира». Центром рельефа является расщелина, из которой во время фестивалей и торжественных церемоний низвергается вода, символизирующая священные воды Ганги. К ней, Ганге, устремлены все фигуры Богов, людей и животных. По условиям освещения, лучшее время для фотографирования памятника – утро.

Рядом - холм, на котором расположен маяк и несколько скальных монолитных храмов. Среди них храм Варахи - Аватары Вишну в образе вепря. Дальше находятся храмы Кришна Мандапарам, Тримурти и Рамануджа Мандапа, а справа от стелы - монолитный храм Ганеши с восьмиметровым куполом.

В южной части города находится замечательный храмовый комплекс Панча Ратха - «Пять Колесниц» - из 5 небольших храмов, посвященный братьям Пандавам и их жене Драупади (героев эпоса «Махабхарата»). Это как бы мини-энциклопедия индийского зодчества, так как все пять храмов выстроены в разных стилях.

Являющийся символом Махабалипурама ажурный Прибрежный храм - первое на юге храмовое сооружение в каменной кладке. Построенный в 8 веке он посвящен Шиве и представляет собой высокую рельефную башню-шикхару пирамидальной формы.

Расположенный недалеко от автобусной станции в центре города Храм Таласаяна - это действующий и один из известных храмов Вишну. Ежегодно в октябре-ноябре в храме проходит фестиваль паланкинов.

Мангалор

Мангалор - крупный (500 тыс. жителей) прибрежный торговый город и порт на юге штата, достопримечательностью которого является храм Мангаладеви, посвященный богине Кали и давший название городу. Здесь находится и одна из первых христианских церквей в Индии - Церковь Наисвятейших четок, основанная в 1526 г.. Стоит посетить храмовый комплекс Кайласа, а в 5 км от города находится интересный храм Шивы Манджунатха, построенный в 1068 году и украшенный как индуистской, так и буддийской бронзовой скульптурой.

Удупи

Город находится на берегу океана севернее Мангалора на расстоянии 60 км или часа езды. Здесь, родился один из величайших философов древней Индии - Мадхвачарья или Васудэва (1236-1319). Украшением города является храмовый комплекс Кришны-Балагопала, основанный Мадхвачарьей. Великолепным зрелищем является отмечаемый в январе храмовый фестиваль, на который съезжаются паломники со всей страны. Другой интересный храм Субраманья посвящен сыну Шивы.

Канчипурам

Канчипурам – один из семи сакральных и древнейших и городов Индии и на юге считается самым священным. Из этих семи городов три целиком посвящены Вишну, три – Шиве, а Канчи - им обоим. Место, где располагается город, известно с древнейших времён. В частности, оно упоминается в «Махабхасья», произведении, написанном Патанджали ещё во 2 в. до н.э. Говорят, что город получил своё название от того, что бог Вишну поклонялся («анчи») богу Брахме («Ка»), «пурам» же означает «город», отсюда – название «Канчипурам».В 7-8 в.в. годах здесь находилась столица государства Паллавов.

Канчипурам часто называют «городом золотых куполов и тысячи храмов». Находясь в 70 км к юго-западу от Ченная, Канчипурам является одним из главных центров паломничества, особенно в период храмовых фестивалей, которые проходят с января по май. Здесь до сих пор находится резиденция главы ордена Шакарачарья, а также центр ведической астрологии, где предсказания осуществляют на пальмовых листьях.

Храмы города

Храм Кайласнатха. Этот посвященный Шиве храм - древнейший в Канчи. Он окружен стеной, опоясанной изнутри рядом ниш с фигурами богов и барельефами. Особое впечатление производят 58 небольших святилищ, посвященных божественной чете - Шиве, Парвати, их сыновьям Ганеше и Субраманья и другим божествам. Скульптуры храма, как и росписи носят скорее фантазийный, нежели традиционный характер. Главное божество храма, двуполое воплощение Шивы - Ардханаришвара представляет собой фигуру, женская половина которой держит в руках струнный инструмент, а мужская половина изображена сидящей на быке Нанди.

Шри Экамбарешвара. С этим расположенным на 10 гектарах земли храмом связана изумительная история о его священном манговом дереве, обладающем целительной силой. Местные жители утверждают, что дереву более 3500 лет и что именно под ним Шива явился Парвати после того, как она обратилась к нему с молитвой. На священном дереве четыре основных ветки, представляющие 4 Веды, а главное божество получило свое имя Экамранатха - «Бог мангового дерева». Украшением храмового комплекса, является 59-метровая башня гопурам, холл с 1000 колоннами, 540 из которых украшены изящной резьбой и галерея шивалингамов.

Шри Камакши Амман. Находящийся в центре города и наиболее почитаемый местными жителями храм Шри Камакши посвящен не Вишну и не Шиве, а Парвати в образе Камакши (исполняющей любовные желания). На большой мощеной территории храмового комплекса находится знаменитая золотая башня-гопурам с фигурой Камакши и Шри Чакрой - магическим круговым символом с мистическими надписями для совершения обряда поклонения. Здесь же танк - водоем для совершения омовений, два небольших храма Вишну и Аннапурны, а также мурти философа и мудреца Ади Шанкарачарья. Храм оживает в феврале-марте, когда на 9-й лунный день месяца проводится грандиозный фестиваль храмовых колесниц и в октябре-ноябре, когда празднуется день рождения Богини.

Храм Вайкунтха Перумал (Vaikuntaperumal Temple), построенный в 7-8 веке, посвящен Вишну. Он имеет четырехэтажную башню с алтарями на каждом этаже, в трех из них Вишну представлен стоящим, сидящим и лежащим, а на самом верхнем помещен Гаруда. Песчаниковые стены отчасти выветрены, но скульптурные украшения темного гранита хорошо сохранились, особенно в закрытом холле – мандапа, где выделяются великолепными аркады со львами. В святилище Вишну посетители не допускаются, но можно попасть в “стоколонный зал” на первом дворе храма. Здесь, в тишине и покое возникает особое мистическое ощущение единения с Всевышним.

Храм Варадараджа Свами – это cамый большой храм в Канчипураме, построенный в 12 и расширенный в 16 веке. Храм Варадараджа один из важнейших, наряду с храмами в Тирупати и Шрирангаме, храмов Вишну в южной Индии. «Варада» означает «дающий благословение», «раджа» – «царь, правитель». Таким образом, «Варадараджа» означает «царь тех, кто даёт благословение». Варадараджа велик, на нём дорогие украшения, у него 4 руки, в котрых он держит раковину - «шанкха», диск - «чакра», дубинку - «гада» и лотос - «падма». Его супругу зовут Шри Перундеви (Лакшми), её храм немного меньшего размера находится справа от основного. Согласно легенде, изначальный образ Вишну хранится на дне священного водоема при храме. Фигуру извлекают из пруда раз в 40 лет, по случаю чего проводится грандиозный праздник длящийся 45 дней. В очередной раз это произойдет в 2019 году.

Интерес представляют также храмы Улагаландар, Виджая Рагхава (посвященный победе Рамы), Аштабхуджам (в честь восьмирукого Вишну), Кумара Коттам (в честь Шри Субраманья) и другие.

Чидамбарам

Чидамбарам находится в 60 км к югу от Пондичерри. Этот небольшой город (ок. 70 тыс. человек) всемирно известен Храмом Шивы Натараджи или Танцующего Шивы.

История повествует о том, что появление здесь Шивы вызвано гоячими молитвами двух его преданных – Патанджали и Вьягхрапада. Шива покинул священную гору Кайлас и явился перед ними, чтобы станцевать свой космический танец, разрушающий иллюзорное представление о мире и символизирующий победу над невежеством, косностью, эгоизмом. Танец - это торжество Шивы, именно он под ритм дамару-барабана приводит в движение всю Вселенную.

Построенный в 10-11 веке величественный храмовый комплекс занимает 22 гектара и органично объединен четырьмя большими башнями-гопурам. Западная и восточная башня украшена скульптурами, изображающими 108 классических танцевальных поз. В главном святилище Шивы на алтаре находится скульптура Шивы-Натараджи, отлитая из пяти металлов. Рядом с ним маленький храм Вишну, водоем-танк для омовений Шива-Ганга, зал Дева сабха, где проводят собрания брахманы и танцевальный зал Нритья Сабха, окруженный 56 колоннами с видами различных танцевальных поз. На территории комплекса несколько храмов других божеств и символов: Наваграха (девять планет), Парвати, Субраманьи, Ганеши и Нанди.

Шива Натараджа является покровителем всех танцоров, поэтому в феврале-марте сюда съезжаются самые знаменитые танцоры на 5-дневный фестиваль танцевального искусства.

Танджавур

Посреди плодородных рисовых полей в дельте священной реки Кавери находится Танджавур - древняя столица всех тех династий, что правили на Юге в 10-14 вв.

Правители Чола вошли в историю как крупные строители: после каждой одержанной победы они возводили новый храм. Финансовые средства для такого размаха обеспечивали как морские торговые пути, так и богатство земель на материке. Во времена правления самого знаменитого царя династии Раджа Раджа (985 – 1014) был построен храм Брихадишвар (Brihadeshwara Temple) – жемчужина храмовой архитектуры, вошедшая в список Всемирного наследия.

Храм Брихадишвар. Этот величественный комплекс посвящен Шиве. Всё сооружение перекрывает по высоте не гопурам, а мощная башня – вимана, высотой 66 м, которую венчает гранитная глыба весом 80 тонн. Перед святилищем Шивы находится статуя Нанди из черного гранита. Каменная скульптура на фасаде главного храма свидетельствует о высоком мастерстве резчиков; интересна и неплохо сохранившаяся живопись. В алтарной частит стоит гигантский шивалингам (около 8 метров), а многочисленные более мелкие линга располагаются в нишах коридора. Стены алтарного помещения покрыты фресками, изображающими свадьбу Шивы и Парвати, а также танцевальные позы в стиле Бхарат Натьям. До сих пор остаются спорными вопросы о месте и способе доставки строительного материала - в районе Танджавура пока не найдено место, где могли бы добывать гранит для строительства; также достоверно не определено - как удалось установить на огромной высоте 80-тонную плиту. Различные гипотезы по этому поводу ставят загадку строительства этого храма вровень с тайнами египетских пирамид.

В храм можно попасть ежедневно с 6.00 до 20.00, перерыв с 13.00 до 15.00.

Тричи

Город расположен на южном берегу священной реки Кавери, в 320 км от Мадраса. История его возникновения связана с периодом правления Чолов, когда Тричи был важным фортом. Сейчас Тричи, так часто называют его для краткости, это крупный (ок. 1 млн. жителей) коммерческий центр штата.

Старый город примостился у скальной крепости Рок Форт (Rock Fort). Чтобы преодолеть 430 каменных ступенек, ведущих в гору, надо снять обувь. На середине пути находится храм Шивы, куда доступен вход только верующим. Храм Рок Форт на вершине открыт тоже только для последователей индуизма. Но зато отсюда открывается потрясающий вид города и на Шрирангам - основную достопримечательность этих мест. Храм находится в 4 км к северу от центра города. По пути в храм верующие всегда делают остановку на берегу Кавери, чтобы совершить ритуальные омовения, а паломники часто остригают волосы, чтобы принести их в жертву богине реки.

Храм Шри Ранганатхасвами (Sri Ranganathaswamy Temple) несомненно является главной святыней Тричи. Это не просто самый большой в Индии храмовый комплекс, посвященный Вишну, но целый город. Семь крепостных стен окружают жилые кварталы, базары и храм. Высоко в небо уходят 21 башня-гопурам. Самая большая из этих надвратных башен «Раджагопурам» достигает в высоту 73 м, она была достроена только в 1987 г. Чем дальше в глубь комплекса, тем более священны для индусов архитектурные сооружения. В алтарной части главное божество храма - Вишну, возлежащий на тысячеголовом змее Шеше и почитаемый как Шри Ранганатха. Согласно легенде, сам Аватара Рама молился здесь на пути в Ланку, что запечатлено в одном из эпизодов эпоса “Рамаяна”.

Уникальное зрелище являет собой конюшня: это веранда, где крышу поддерживают изящные резные колонны. Кони с этих колонн, встав на дыбы, того и гляди перелетят через головы людей и окажутся во дворе. В этом храме много лет жил и творил один из величайших духовных учителей - Рамануджачарья. В разное время его посещали Шри Чайтанья, Шри Валлабхачарья, недавно здесь был Далай-Лама.

Мадурай

Мадурай (1,5 млн. жит.) - второй по величине город в Тамилнаду, но больше всего он похож на огромную, перенаселенную, готовую затрещать по всем швам деревню. Это настоящая Индия: торговцы, паломники, экзотические запахи и множество храмовых надвратных башен- гопурам. В лабиринте извилистых переулков и базаров стоит главная святыня - храм Минакши, “рыбоглазой богини”.

Его название, Мадурай, трансформировалось от прежнего – Мадхурапура, «сладкий город».

Исторя города насчитывает уже более 2500 лет. Он был крупным торговым центром, экспортирующим в разные страны, включая Рим и Грецию, главным образом, специи. Здесь была организована Тамильская академия поэтов (сангам), благодаря деятельности которой Мадурай впоследствии стал главным центром изучения тамильского языка и литературы.

Особое значение город приобретает в 16 веке, в период правления Тирумалаи Найака. Тогда строится знаменитый храм.

Храм Минакши (Sri Minakshi Temple). По преданию, именно так звали принцессу, которая родилась с «рыбьими» глазами и тремя грудями. Родители, озабоченные ее будущим, обратились к мудрецам. И они сказали, что в тот день, когда принцесса Минакши встретит своего будущего мужа, исчезнет третья грудь. В назначенный час перед ней предстал Шива, предсказание сбылось, а через несколько дней они обручились. В память об этом событии и был построен храм, который стал его главной святыней.

В плане храмовый комплекс представляет собой ромб, занимающий территорию в несколько гектаров. Центральный вход проходит через восточные ворота. Паломников встречают прекрасные скульптуры Ганеши и Субраманьи – сыновей Шивы и Парвати. Главный зал храма – «Зал тысячи колонн» окружен четырьмя внешними стенами, над которыми к небу поднимается 12 величественных (45-50 м высотой) башен-гопурам. В комплекс входят также часовни, дворцы, святилища и водоемы. Все они богато украшены и пестро разрисованы разнообразными фигурами. Излюбленными персонажами древних скульпторов были мифологические герои, музыканты, фантастические животные и существа, но скульптурный декор не повторяется более двух раз. Центральным святилищем являются храмы Сундарешвары (Шивы) и его жены Минакши (Парвати). Алтарная часть задрапирована и скрыта от глаз, сюда не допускают туристов. Рядом находится Золотой Лотосовый Пруд (Maha Pathaka Tirtham), воды которого, по поверью, очищают самых падших грешников. Рассказывают, что здесь очень оригинально определяли художественный уровень литературного произведения: рукопись бросали в водоем и если она была «качественной», то парила над водой, а все «бездарные» тонули. Каждый вечер в проходит священный ритуал, при котором идолов Шивы и Минакши омывают, умащают маслами и благовониями. В сопровождении жрецов и браминов Шиву переносят на ночь в святилище Минкаши. В этой обряде могут принять участие и туристы (ок. 21.00 - 22.00).

Храм ежедневно посещает около 10 тысяч человек, а по пятницам, когда в честь Минакши совершается специальная служба, число посетителей возрастает до 25 тысяч. Он открыт с 5.00 до 21.30, перерыв с 12.30 до 16.00.

Кодайканал

Горный курорт Кодайканал расположен в 120 км от Мадурая в горах на высоте около 2000 метров. Это место с очень мягким климатом избрал в качестве своей летней резиденции Сатья Саи Баба. Сюда он приезжает, как правило, в конце апреля – мае.

Каньякумари

Каньякумари – самая южная точка Индии и одно из священных мест в Индии. Здесь сходятся три моря – Бенгальский залив, Арабское море и Индийский океан и считается, что совершивший омовение в океане на Кумари Гхате, достигнет всего желаемого при жизни и мокши - освобождения после смерти. Здесь можно одновременно увидеть заход Солнца и восходящую Луну. Песок на берегу Каньякумари семи цветов. По легенде, на этом месте должна была произойти свадьба Шивы и Парвати, а разноцветные зерна риса, которые были приготовлены для новобрачных, окрасили песок.

Храм Кумари (Kumari Temple) - главный храм города, посвященный богине Парвати в ипостаси Кумари. Согласно легенде, здесь произошел бой между богиней и демоном Ванасурой, победив которого она тем самым спасла мир. Верная Кумари ожидая своего суженого - Шиву стояла так долго, что окаменела. Этой трагической окаменевшей фигуре богини, изображение которой украшено излучающим свет бриллиантовым ожерельем, поклоняются тысячи паломников. Интересно, что для того, чтобы попасть в этот небольшой храм мужчины должны снять рубашки и обнажить торс. Самые зрелищные праздники, посвященные Кумари, проходят здесь в мае-июне (праздник колесниц) и сентябре-октябре (Навратри, посвященный победе богини над демоном).

Мемориал Свами Вивекананды (Swami Vivekananda Rock Memorial) – еще одно священное место в Каньякумари. Именно здесь в 1892 году, перед путешествием в Америку этот выдающийся философ и просветленный Учитель обрел божественное сознание. Позже в 1970 году на двух скалах в океане был построен Мемориал Свами Вивекананда. Здесь помимо храмового сооружения есть затемненный зал для медитации, небольшая часовня с отпечатком стопы богини Кумари в граните и небольшой книжный магазин. Добраться до мемориала можно на пароме, который курсирует с 08.00 до 16.00 между островом и материком и отходит от пристани каждые 30 минут.

Рядом с мемориалом на маленьком скальном островке возвышается 44-метровая скульптура Тируваллувара – величайшего тамильского поэта. Мемориал был открыт 1 января 2000 года.

Гуруваюр

Небольшое поселение - в 33 км на северо-западе от Триссура (Thrissura). Здесь находится священный Храм Кришны. В алтаре храма установлено очень древнее скульптурное изображение божества с четырьмя руками, держащими раковину, диск, палицу и лотос. Считается, что совершившие церемонию бракосочетания в этом храме получают вечное благословение, поэтому здесь заключаются многие браки.

Недалеко от этого храма находится храм Партхасаратхи. На этом месте некогда находился храм, разрушенный много веков назад. В 1972 году в развалинах древнего храма было найдено скульптурное изображение божества, и в 1981 году храм был восстановлен.

Калади

Небольшой поселок в 45 км к северо-востоку от Кочина. Здесь, по преданию, родился великий святой и философ средневековой Индии, апологет адвайта-веданты Ади Шанкарачарья. Сейчас на месте рождения Шанкары стоит посвященный ему храм открытый с 5.30 до 20.00, перерыв с 12.30 до 15.30.

Небольшой храм воздвигнут также и на месте кремации Арьямбы - матери Шанкары. Неподалеку расположен Крокодилий гхат, где 12-летнего Шанкару некогда схватил крокодил. Как гласит легенда, не в силах вырваться, будущий великий философ спросил у матери, спасется ли он, если примет санньясу (станет отшельником). Когда мать ответила согласием, он немедленно произнес обет, и был отпущен крокодилом.

Как добраться: на автобусе из Кочина.