Мой город Москва

Путь Будды

Согласно достоверным историческим данным принц Сиддхарта Гаутама родился в VI веке до нашей эры в семье махараджи по имени Шудходана. Данное ему имя означало «добившийся цели». Рождению мальчика предшествовали многочисленные пророчества, предрекавшие ему стезю или могущественного властителя, или странствующего отшельника. Отец предпочёл, чтобы сбылось первое из предсказаний, и сделал всё для того, чтобы сын не покидал пределов дворца. Мать Сиддхарты Мая умерла через семь дней после рождения сына. Сиддхарта прожил во дворце отца двадцать девять лет, не ведая забот и страданий. Однако, текущая за стенами дворца, неизвестная жизнь оставалась недоступной. Поддавшись на уговоры Сиддхарты, отец организовал ему торжественное шествие за пределы дворца, предварительно приказав убрать с улиц всех больных и стариков.

Тем не менее, Сиддхарте удалось скрыться от сопровождавшей его процессии, он удалился в одну из подворотен и вдруг увидел жизнь, такой как она есть. Он удивился тому, что люди подвержены страданиям и болезням, стареют и умирают. Эта «новость» лишила его покоя. Как-то ночью, он решил тайком покинуть отчий дом, поклявшись найти способ помочь людям. Он примкнул к странствующим аскетам и на протяжении долгих лет скитался с ними в лесах, истязая плоть, пытаясь достичь единения Атмана и Брахмана, Души и Космоса. Но, в конце концов, он отказался от аскетизма и открыл для себя новый путь, путь самосозерцания и медитации. И аскеза, и медитация не были чем-то новым для Индии, однако вывод сделанный Сиддхартой был очень важным, и вошёл в историю как «серединный путь» – отказ от сурового аскетизма, убивающего тело и праздной лености, закрывающей путь к знанию. Он долго медитировал, пока недалеко от селения Гая, сидя под сенью огромного баньяна, в течение трёх ночей он не достиг просветления. Чего же он достиг?

В первую ночь он увидел все свои многочисленные предыдущие перерождения. Он узнал, что 83 раза он был святым, 58 раз – царём, 24 раза – монахом, 18 раз рождался обезьяной, 13 раз был торговцем, 12 раз был курицей, 8 раз – гусём, 6 раз – слоном, рыбой, крысой, плотником, кузнецом, лягушкой и зайцем. Всего 550 перерождений.

Во вторую ночь Сиддхарта познал закон, управляющий бесконечным циклом рождения, смерти и перерождения. Он назвал его «Дхарма», так же стали называть и само учение Сиддхарты, которое он проповедовал до конца жизни, а его самого – Буддой, что значит «пробуждённый».

Будда открыл, что каждая часть Вселенной, а не только люди, подвержена изменению и разложению. Всё, что создано – должно исчезнуть. Все части Вселенной и человечества не совершенны и не независимы от других систем. Они состоят из множества элементов, которые находятся в непрерывном движении, постоянно разъединяясь и соединяясь в новые комбинации. Этой перегруппировкой управляет закон. В мире живых существ этот закон выражается причинно-следственной связью, именуемой «карма».

В течении третьей ночи Будда познал Четыре Благородные истины:

  1. Знание страдания. Рождение есть страдание, старение есть страдание, болезнь есть страдание; беспокойство, несчастье, боль, разочарование и отчаяние есть страдание; невозможность получить желаемое тоже есть страдание. Причина страдания. Заключается в желании и невежестве.
  2. «Но в чём состоит благородная истина о причине страдания? Она – в желании, которое является причиной перерождений, oна в жажде и привязанности, желании чувствовать, желании быть, желании разрушить себя».
  3. Освобождение от страдания. Страдание должно быть полностью уничтожено – это основная цель буддизма. Это полное освобождение от перерождений (сансары) и погружение в нирвану.
  4. Путь освобождения от сансары. Следование Благородному Восьмеричному Пути. Это должно определять образ жизни.