Мой город Москва

Танцы Индии, или путешествие в мир желаний

Почитать Бога в танце — значит воплотить все желания, и поступающему так открыта дорога к спасению... Танец совершается во благо людей и вечно стремящийся к совершенству одерживает победу над всеми тремя мирами«, — гласит старинная книга «Вишнудхармоттара».

Танец угоден богам, и сами боги были лучшими танцовщиками. Создателем танца принято считать бога-разрушителя Шиву, который в образе царя танцоров, исполнил Тандаву — танец, воплощающий космическую энергию Бога и символизирующий мужское монументальное начало в танце.

Супруга Шивы — богиня Парвати, дочь Гималаев, танцевала Ласью — олицетворение женского , более утонченного и изящного начала. Принято считать, что танцовщик, пребывая в танце, поклоняется Всемогущему, ибо танец — не только разновидность театрального действа, но и форма почитания богов, а поэтому вера и ревностное служение божеству столь же неотъемлемо присущи индийскому танцу, как и содержание танца, и техническое мастерство танцора.

Согласно легенде, Бог-Творец создал науку о драматическом представлении. И когда среди людей царила суета, Бог поведал теорию драматических искусств мудрецу Бхарате, и тот написал трактат «Натья Шастра». Историки считают, что эта книга — совместное произведение нескольких ученых. В «Натья Шастре» изложены принципы, лежащие в основе классических танцевальных форм. «Натья Шастра» и поныне остается теоретическим источником всех классических танцевальных стилей Индии.

Родившись в определенном регионе страны, танцевальный стиль точно передавал своеобразие Индии, отправившись в путешествие по которой, Вы несомненно увидите это удивительное действо. Язык стихов, на котором основываются фрагменты танца, украшения и костюм исполнителя, музыка и музыкальные инструменты, позы и движения танцовщика — это единство действия.

Нритта, или чистый танец — выстроен исключительно на движениях танцовщика. Исполняется непринужденно и весело. Из всех возможных настроений в этом танце может присутствовать только радость. Передать радость — вот смысл танца. Нриттья — сочетание чистого танца и передача эмоций через жесты и мимику. Нриттья — сплетение разнообразных чувств и настроений. Во время исполнения данного танца зачитываются стихи, а главное — задействованы всевозможные жесты и положение пальцев (хаста) несет смысловую нагрузку.

Натья — разновидность драматического искусства. Танцовщик рассказывает историю или развивает какую-то определенную тему. Чаще это тема взаимоотношений между мужчиной и женщиной (найяка-найика бхава), которая на философском уровне раскрывается как устремленность человеческой души к запредельному.

Чтобы должным образом исполнить нриттью и наттью, необходимо глубокое знание человеческой души, понимание эмоций. В индийской культурной традиции их подразделяют на девять категорий, называемых навараса — девять сущностей. Это любовь, радость, сострадание, отвага, гнев, страх, отвращение, удивление и покой. Каждый танцовщик стремится передать эти эмоции через бхаву, т.е. внешнее проявление эмоций на лице и в телодвижениях. Если бхава выполняется правильно, исполнитель (исполнительница) может раскрыть перед зрителем тончайшие оттенки смысла. Рага — музыкальное сопровождение, придающее танцу живость и настроение и оттеняющее его эмоциональное содержание.