Мой город Москва

Костюм танцовщицы

Как и любой другой восточный театр, древний индийский классический театр условен и не предполагает никаких декораций. Главные средства выразительности — одеяния персонажей, цвет, форма, рисунок грима.

В древнеиндийской культурной традиции существует определенный канон женской красоты. Его описание встречается в самых различных литературных памятниках. Бесспорно, что авторитетом, которым руководствовались индийские писатели, являлся трактат об искусстве любви «Камасутра» ( III - IV вв. н.э.). Женская красота здесь следует идеальным представлениям о ней: тяжелые округлые груди, тонкая талия с тремя милыми складками, широкие бедра. Изящные руки уподобляются лианам, кисти и стопы – лотосам; прелестные лица сравнимы с диском луны, чувственные губы уподобляются алым плодам бимба, длинный разрез глаз под изломами тонких бровей доведен сурьмой до ушей; на нежные плечи ниспадают иссиня-черные завитые локоны волос. И грим танцовщицы, рисуя этот условный образ, доводит его до уровня модели, извлекает из него экстракт женственности и красоты: осветляется тоном лицо, глаза густо обводятся черными «стрелками», собственная форма бровей часто скрывается, и поверх рисуются «канонические» брови.

Существует также, но далеко не всегда применяется, практика «усовершенствования» фигуры: для восполнения недостатка объемов в соответствующие части танцевального костюма вшиваются специальные вставки из мягких материалов (напр., поролона).

Танцевальный костюм кучипуди традиционно ярок, в нем используется большое количество украшений. Изначально женщины обвивали свои фигуры сари из чистого шелка насыщенных цветов с контрастной каймой. В настоящее время чаще используются готовые, сшитые из таких же сари, костюмы. Это позволяет сэкономить время и усилия при подготовке к выступлению, а также предоставляет широкие возможности для фантазии актеров и дизайнеров по костюмам. Костюм состоит из нескольких частей:

  • блузка – существуют два варианта – короткая, оканчивающаяся под грудью, или длинная, до бедер;
  • грудь прикрывает «передник», аккуратно уложенный узкими складками, уходящий каймой на плечо и спину, а широким краем прикрепленный на талии;
  • свободные, суженные к низу штаны, забранные по длине ног складками;
  • впереди к штанинам крепится широкая плиссировка, красиво раскрывающаяся веером в танце и глубоком плие;
  • к низу одной из штанин пришита кайма с двумя-тремя складками, доходящая до пояса;
  • бедра полностью закрывает широкая баска, вшитая в левый боковой шов штанов; на её изготовление идет самый богатый край сари – анчал;
  • к поясу также пришит короткий веер, часто украшенный кисточками.

Варианты деталей различны: вместо штанов может быть использована юбка, сшитая впереди складками. При этом вниз непременно должны быть одеты простые хлопковые шаровары. Широкая плиссировка, непременный атрибут южного классического костюма, может быть косой или прямой, иметь один или несколько уровней складок.

В целом костюм стилизован под сари, задрапированное тем или иным способом на теле. Также и мужской костюм напоминает о дхоти, который, как и сари, представлял собой единый кусок материи, определенным образом обмотанный на бедрах. Штаны мужского костюма состоят из того же набора деталей. Торс танцовщика чаще обнажен, грудь и руки обильно украшены, а через плечо перекинут «священный шнур» брахмана, напоминающий о древней привилегии одной лишь этой варны исполнять ритуальные танцы.

Всё вышеперечисленное справедливо для сольных выступлений и обычных концертов. Если речь идет о спектаклях и сюжетных драматических постановках, то в силу вступает каноническая костюмная сценография, где каждого демонического, положительного или нейтрального персонажа отличает цвет костюма, характерные атрибуты и, часто, маска грима.

Сутрадхара, помимо традиционного дхоти, надевает тюрбан и ожерелье из плодов дерева рудракши. Поскольку большинство сюжетов заимствованы из мифологии, особое внимание уделяется тому, чтобы костюм должным образом определял принадлежность персонажа к категории небожителей или людей. Высокие короны, обилие украшений на груди и предплечьях отличают высокородных героев.

Для образа Кришны используется серо-голубой грим, его кожа – «цвета грозовых туч», голову украшает павлинье перо, в руках (или на поясе) – флейта.

Шива, как правило, усат, его рыжие кудри собраны в пучок, увенчанный полумесяцем, на его лбу виден третий глаз.

Сатьябхама, любимая и преданная супруга Кришны, одета в светлое сари. Она персонифицирует душу, что стремится слиться с Богом Кришной, вселенским началом и единой движущей силой. Маленький попугайчик на её голове символизирует всё живое в этом мире, а голова змеи - знание и мудрость.

Украшения

Сатьябхама – главный персонаж большинства пьес в Кучипуди. По её спине всегда спускается богато убранная коса, « jada».

Это – атрибут замужней женщины и, пожалуй, главное украшение танцовщицы Кучипуди. По канону jada состоит из 27-ми частей – 27-ми «звезд». На конце косы подвязаны три шарика – символ трех миров, к каждому из этих трех шариков крепятся ещё три: 9 маленьких шариков представляют 9 планет.

На голове – позолоченное украшение с полудрагоценными камнями и жемчугом (Nethi Chutti), четыре части которого символизируют 4 Веды,а две детали (Sooryan- Chandran), по виду напоминающие броши, по бокам головы – Солнце (справа) и Луну (слева).

Ранее все предметы изготавливались из легкого дерева и покрывались золотистой краской. Сейчас головные украшения – металлические, а коса чаще украшена оранжевыми или, реже, белыми цветами.

Этими цветами украшена и прическа танцовщицы. Это довольно сложная конструкция из двух, и даже трех «бубликов» из искусственных волос, создающая на голове подобие короны.В середину бублика сзади крепится круглое украшение r akodi .

Два или три ожерелья (a ddigai, maalai ) входят в комплект танцевальных украшений. Серьги (thodu ) имеют традиционную куполообразную форму, и к ним прилагаются дополнительные детали ( mattal ), которые располагаются вдоль уха и крепятся к волосам. Нос украшают сразу три предмета (nath ). На запястьях и предплечьях - разнообразные браслеты золотистого цвета. Талию охватывает того же цвета металлический пояс (oddiyanam).

Верхние фаланги пальцев рук и стопы выкрашены специальной алой краской – альтой. В старину этим красавицы подчеркивали женственную прелесть линий этих частей тела, а в танце краска добавляет изысканности и четкости движениям.

На щиколотки надеваются гхунгхру, широкие кожаные браслеты с множеством (до 40 шт. на каждую ногу) маленьких бубенцов. Эти колокольчики – полноправный музыкальный инструмент, во время выступления ими четко отбивается заданный ритм. Свои гхунгхру каждый танцовщик почитает и признает за священный предмет. Полагается перед выступлением положить колокольчики перед изображением Шивы, а затем принять их из рук Учителя.