Мой город Москва

Веды. Ригведа

Веды (caнскp. veda - знание, от индоевроп. корня veid - знать, видеть, ст. слав. , греч. оida) - священные книги древних индусов, представляющие собрание гимнов, богослужебных формул и объяснений к разным особенностям ритуала. Они распадаются на четыре сборника: Ригведа, Яджурведа, Самаведа и Атхарваведа. Время возникновения этих сборников и их историческое значение различны. Самый древний и самый важный среди них - первый, Rigveda (Веда гимнов; ric - гимн). Он представляет собой собрание 1028 гимнов, распределенных на десять книг (mandalam - круг, цикл).

Происхождение этого сборника и его дальнейшая история отразились в предании, которое приписывает большую часть десяти книг определенным древним жреческим родам, ведущим свое начало от семи мифических мудрецов, называвшихся Рши (Rishi). Так, вторая книга приписывается роду Гртсамада (Gritsamada), третья - Вишвамитре(Vicamitra) и его роду, четвертая - роду Вамадевы (Vamadeva), пятая - Атри (Atri) и его потомкам (Atreya), шестая роду Бгарадваджа (Bharaavaja), седьмая - Bacиштхе (Vasichtha) с его родом, восьмая, в большей части, Канве (Каnvа) и его потомству. Книги 1-я, 9-я и 10-я приписываются различным авторам. Эти песни изустно передавались в жреческих родах от поколения к поколению, а впоследствии, в эпоху большого культурного и государственного развития, были собраны в один сборник. Это произошло, вероятно, около 1000 лет до Р. X., когда индусы уже переселились из Пенджаба в долину Ганга.

Самое же возникновение гимнов относится к эпохе еще более отдаленной. Таким образом Ригведа является древнейшим литературным памятником не только индийской литературы, но и всей индоевропейской. Одинаковую древность, быть может, имеют только древнейшие гимны (gatha) Зендавесты. Сравнительно с позднейшими произведениями индийского поэтического творчества, Ригведа отличается замечательной силой и непосредственностью; миросозерцание ее безыскусственно, но нередко глубоко; мысли и образы просты и иногда даже наивны. Содержание гимнов большею частью религиозное; это - или воззвания к богам, или песнопения, сопровождавшие известные обряды: выжимание сомы (священный напиток, приготовлявшийся из мясистых стеблей растений), погребение, сожжение и т.д. Но встречаются и песни (очень немногочисленные) светского характера. Гимны религиозного содержания вводят читателя в мир ведийской мифологии: во главе его является Варуна; рядом с ним стоят его шесть братьев, светлые Адитья (Aditya), дети Адити (Aditi - безконечность), из которых более выдаются Митра (Mitra) и Бхага (Bhaga - слав. ), остальные же менее значительны. Прочие боги, населяющие природу и управляющие ее явлениями, делятся на три группы:

  1. боги видимых небесных световых явлений - солнца, зари и т.д.;
  2. боги воздушного пространства - ветра, бури и т.д.
  3. боги, обитающие на земле.

Во главе первой группы стоят два Ашвина (Aсvin, от aсva - лошадь; "конник", обладатель коней), являющихся первыми на утреннем небе и выводящих за собой дневной свет. За ними следует богиня зари - Ушас (Ushas, утренний; и солнечные боги: Сурья - солнце и Савитар- живитель, Пушан (Pushan) - покровитель стад и домашних животных, изображаемый в виде пастуха. К солнечным богам, по-видимому, принадлежал и Вишну (Vishnu - деятельный), незаметный еще в Ригведе, но получивший первенствующее значение в позднейшую эпоху.

Во главе второй группы, богов воздуха, стоит Индра (Indra) - бог грозы, побивающий своею громовой палицей злых демонов и призываемый обыкновенно вместе с Варуной; затем следуют боги ветров: Ваю или Вата, Маруты (Marutas) - бурные ветры, спутники Индры (грозы) и дети Рудры (Rudra - "красный" или "ревущий, воющий"), бога всеуничтожающей бури, который называется также Шива (Сiva - благосклонный, целебный). Позже Шива приобретает большое значение. К этой же группе принадлежит бог дождя - Парджанья (Parjanya).

В третьей группе, земных богов, первое место занимает бог огня - Агни (Agni, лат. - ignis, слав. ), сведенный на землю жрецом Атхарваном (Atharvan); за ним идут второстепенные боги в роде нимф, домовых, речных божеств и т.д. Несмотря на это обилие богов, религиозное миросозерцание Ригведы носит характерные признаки генотеизма: отдельные боги представляются вне всякого сравнения с другими, каждый из них в момент молитвы чувствуется высшим, превосходящим все остальное, богом.

Язык, на котором написана Ригведа (и остальные веды), носит название ведийского санскрита и отличается живостью и богатством грамматических форм, сравнительно с так называем. классическим санскритом, языком стилизованным и канонизованным, а потому и более неподвижным. Изучение ведийской литературы ведет свое начало собственно с половины сороковых годов этого столетия и началось именно с Ригведы. Первое сообщение о Ведах было сделано Кольбруком (Соlebrooke) в 1805 г. ("Asiatic Researches", VIII), первая попытка ее издания - Фридр. Розеном, в 1838 г. Особенная заслуга в возбуждении интереса к изучению В. принадлежит французскому ученому Бюрнуфу, который в начале сороковых годов был единственным знатоком Вед. и ведийского санскрита.