Мой город Москва

Сикхи и тюрбаны

Духовные лидеры сикхов озабочены отказом молодого поколения от ношения тюрбанов и длинных волос, которые являются элементами религиозной атрибутики веры сикхов. Как рассказал один из лидеров "движения в защиту тюрбана" , адвокат Джансвиндер Синг, на данный момент почти половина мужчин-сикхов в Индии отказались от ношения тюрбана. ПО его словам, еще десятилетие назад их число едва ли превышало 10%.

Проблема очень серьезна. Пройдет еще 20 лет, и в Индии нельзя будет встреть сикха в его традиционном виде", - заявил он.

С тех пор как в 1699 году, спустя 2 столетия после появления религиозного течения, был утвержден внешний вид последователей учения: так каждый мужчина получает фамилию Сикх (лев); с этого момента он должен не стричь волос, носить стальной браслет и длинную хлопковую рубаху; в древности одеяние дополняли короткий меч и деревянный гребень. Завершал облик правоверного сикха тюрбан.

Однако в настоящий момент среди 18 миллионов сикхов, проживающих в Индии, все больше людей отказываются от традиционного облика в угоду удобству.

Сикхизм как религиозное течение возникло в начале 16 века в Северо-Западной Индии. Его основателем был гуру Нанак, родившийся в 1469 г. в Талванди (округЛахор). Он много путешествовал, добирался даже до Мекки, а в начале XVI века обосновался в Пенджабе , где и стал проповедовать новое учение. Он и его преемники, и последователи сформировали четко организованную религиозную общину сикхов. Со временем сикхи превратились в самостоятельную группу, своего рода государство в государстве, со своей идеологией, законами, и вождями.

Сикхизм — самостоятельная религия, возникшая в среде индуизма и ислама, но не похожая на другие религии и не признающая преемственности.

Сикхи верят в единого Бога, всемогущего и все пронизывающего Творца, непостижимого и недосягаемого. Его настоящее имя никому не известно. Лишь сам Бог знает цель творения, которая преисполнена Любви. Это не Бог одного народа, он никого не ведёт и не наказывает. Он источает милосердие и любовь, и лишен ненависти и пристрастий. Бог рассматривается с двух сторон — как Ниргун (Абсолют) и как Саргун (персональный Бог внутри каждого из людей). До Творения Бог существовал как Абсолют сам по себе, но в процессе Творения он выразил себя. До Творения не было ничего — ни рая, ни ада, ни трёх миров — только Бесформенное. Не было ни книг, ни учения, ни добра, ни зла, ни славы, ни доблести, ни мужского, ни женского. Когда Бог захотел выразить себя (как Саргун), он сначала нашел свое выражение через Имя, и через Имя появилась Природа, в которой Бог растворен и присутствует везде и распространяется во всех направлениях, как Любовь. Бог никем не рождён и не перерождается ни в какой форме — он присутствует везде — как животворящая идея, любовь, милосердие, красота, мораль, правда и вера. Бог дает всем жизненную энергию. Но он при этом непостижим и неописуем.

Поклоняться Богу можно только медитацией его Именем и пением его молитв. Никакие другие божества, демоны, духи не достойны поклонения.

Вопрос о том, что будет с человеком после смерти, сикхи рассматривают следующим образом. Они считают «неправильными» все представления о рае и аде, воздаянии и грехах, карме и новых перерождениях. Учения о воздаяниях в следующей жизни, требования покаяния, очищения от грехов, постах, целомудрии и «благих деяниях» — всё это, с точки зрения сикхизма, попытка одних смертных манипулировать другими. Посты и обязательства не имеют значения. После смерти душа человека не переходит никуда — просто растворяется в Природе и возвращается к Творцу. Но не исчезает, а сохраняется, как всё что существует.