Мой город Москва

Империя Маурьев

Маурья, это династия царей Магадхи в IV-II веках до нашей эры. Создание Маурийской империи явилось важнейшим историческим событием в жизни Индии. Впервые столь значительная территория (фактически весь Индостан, за исключением крайнего юга) вошла в состав объединенного государства. У античных авторов имеются сведения о борьбе царя Чандрагупты из рода Маурьев с греко-македонскими гарнизонами и наместниками, которые были посажены в Индии Александром Македонским. Примерно в 314 году до нашей эры. Чандрагупта стал полноправным правителем, основателем новой династии — Маурьев, но политическая обстановка продолжала оставаться крайне напряженной, особенно сложными были взаимоотношения с Селевкидами, которые создали свое государство как бы на развалинах империи Александра. После войны, победу в которой фактически одержал Чандрагупта, был заключен мир и ко двору маурийского царя Селевк направил своего посла Мегасфена.

Время шло, менялись цари и послы, пока наследником династии Маурьев не стал Ашока, сама империя к тому времени включала не только области Западной, Центральной, Восточной и Южной Индии, территории Пакистана и некоторые районы Афганистана. Ашока был известен своим пристрастием к буддизму, очень много путешествовал по местам паломничества Будды. После смерти Ашоки империя была поделена на западную и восточную части, наследники императора не сумели сохранить былое могущество страны, и в 180 году до нашей эры власть в Паталипутре перешла к представителю новой династии — Шунгов.

Историческая справка. Ашока (санскр. — непечальный, радостный), правитель Магадхи в 268-232 до нашей эры, индийский император из династии Маурьев. Известен как царь — покровитель буддизма (чакравартин), к которому он обратился после кровавых войн; первый царь, постригшийся в монахи. Государство Ашоки охватывало территорию почти всей Индии и части современного Афганистана. Указы Ашоки («Надписи Ашоки») — важный исторический источник эпохи Маурьев. Его деяния описаны в книге «Легенды об Ашоке» (Ашока-авадана). Огромное значение имеют сохранившиеся в камне многочисленные указы императора — самые ранние памятники индийской эпиграфики. В одном из указов названо семь текстов, которые совпадают с фрагментами древнейших частей палийского канона. В первом указе запрещалось убивать или приносить в жертву животных, устраивать пиры чревоугодия. Во втором — повелевается строить лечебницы для людей и животных, рыть для тех и других колодцы, сажать целебные травы и деревья. В тринадцатом — царь сожалеет о своих былых заблуждениях, приведших к войнам, убийствам, жестокости. В двенадцатом провозглашается веротерпимость: «Всякая чужая вера должна быть уважаема.., и тот, кто чтит свою веру и порицает чужую из преданности своей вере.., тот сильно вредит своей вере. И потому только согласие и полезно, так чтобы люди слышали один закон другого и чтобы они любили слушать его».