Мой город
Ваш город - ?
Нет, изменить
  • Россия
  • Казахстан
  • Адыгея
  • Алтайский край
  • Амурская обл.
  • Архангельская обл.
  • Астраханская обл.
  • Башкортостан (Башкирия)
  • Белгородская обл.
  • Брянская обл.
  • Бурятия
  • Владимирская обл.
  • Волгоградская обл.
  • Вологодская обл.
  • Воронежская обл.
  • Дагестан
  • Еврейская обл.
  • Ивановская обл.
  • Иркутская обл.
  • Кабардино-Балкария
  • Калининградская обл.
  • Калмыкия
  • Калужская обл.
  • Камчатская обл.
  • Карелия
  • Кемеровская обл.
  • Кировская обл.
  • Коми
  • Костромская обл.
  • Краснодарский край
  • Красноярский край
  • Курганская обл.
  • Курская обл.
  • Липецкая обл.
  • Магаданская обл.
  • Марий Эл
  • Мордовия
  • Москва и Московская обл.
  • Мурманская обл.
  • Нижегородская (Горьковская)
  • Новгородская обл.
  • Новосибирская обл.
  • Омская обл.
  • Оренбургская обл.
  • Орловская обл.
  • Пензенская обл.
  • Пермская обл.
  • Приморский край
  • Псковская обл.
  • Ростовская обл.
  • Рязанская обл.
  • Самарская обл.
  • Санкт-Петербург и область
  • Саратовская обл.
  • Саха (Якутия)
  • Сахалин
  • Свердловская обл.
  • Северная Осетия
  • Смоленская обл.
  • Ставропольский край
  • Тамбовская обл.
  • Татарстан
  • Тверская обл.
  • Томская обл.
  • Тува (Тувинская Респ.)
  • Тульская обл.
  • Тюменская обл.
  • Удмуртия
  • Ульяновская обл.
  • Уральская обл.
  • Хабаровский край
  • Хакасия
  • Ханты-Мансийский АО
  • Челябинская обл.
  • Чечено-Ингушетия
  • Читинская обл.
  • Чувашия
  • Чукотский АО
  • Ямало-Ненецкий АО
  • Ярославская обл.
  • Акмолинская обл.
  • Актюбинская обл.
  • Алма-Атинская обл.
  • Восточно-Казахстанская обл.
  • Гурьевская обл.
  • Джамбулская обл.
  • Джезказганская обл.
  • Западно-Казахстанская обл.
  • Казахстан
  • Карагандинская обл.
  • Кзыл-Ординская обл.
  • Кокчетавская обл.
  • Кустанайская обл.
  • Мангышлакская обл.
  • Павлодарская обл.
  • Северо-Казахстанская обл.
  • Семипалатинская обл.
  • Талды-Курганская обл.
  • Тургайская обл.
  • Целиноградская обл.
  • Чимкентская обл.
    другой регион

    Древние индийские мореходы

    ...Прошло десять веков со времени заката хараппской цивилизации, в жизни которой значительную роль играли мореплавание и морская торговля, и в Древней Индии вновь возродилось мореходство. Примерно с VIII—VII вв. до н.э. индийские моряки стали активными участниками освоения пути, связывавшего древнейшие очаги цивилизации в Египте, Аравии, Месопотамии с азиатским Юго-Востоком — с Бирмой, Камбоджей, Вьетнамом, Суматрой и Явой, а затем и с Южным Китаем.

    Этот древний торговый путь отечественный историк Я.М.Свет назвал «великой южно-азиатской муссонной дорогой». «Главным связующим звеном этой цепи была Индия, родина отважных и предприимчивых мореплавателей, которые освоили колоссальные водные пространства Индийского океана и его западных и восточных морей»1.

    Обнаруженные при раскопках в Индии предметы роскоши и повседневного быта наглядно свидетельствуют о тесных связях населявших субконтинент народов с Восточным Средиземноморьем на протяжении почти всего I тысячелетия до н.э. Через Персидский залив индийские товары поступали в гавани Южной Месопотамии. Вероятно, уже в VIII—VII вв. до н.э. индийские суда заходили в порты Красного моря, а в VI—IV вв. до н.э., когда властители Персидской державы Ахемениды владели всем Ближним Востоком и Египтом, индийские купцы регулярно плавали в Вавилон.

    Именно об этих плаваниях рассказывается в буддийском сказании «Вавилон джатака», где описано, как индийские купцы привезли в Вавилон (Баверу) павлинов.

    В глубокой древности начались дальние плавания индийских судов в восточном направлении. В старинных китайских хрониках обнаружено краткое сообщение о посещении в VII в. до н.э. китайского порта иноземными купеческими судами. Отечественные историки географических открытий И.П.Магидович и В.И.Магидович считают, что в хронике явно приведен перечень индийских товаров. Они утверждают, что, вероятнее всего, упомянутые в хрониках суда прибыли из Индии2.

    Известный историк географических открытий Р.Хенниг также считает, что еще ранее 300 г. до н.э. существовали морские связи между расположенным в долине Ганга могущественным государством основателя династии Маурьев Чандрагупты и Южным Китаем, откуда вывозили шелк3.

    Судя по древним китайским хроникам, китайцы в то время не заплывали южнее острова Хайнань и северновьетнамских портов. Значит, наиболее вероятно, что морские связи Индии с Китаем осуществлялись на индийских судах.В Древней Индии в I тысячелетии до н.э. мореплавание развивалось, вероятнее всего, на основе традиций речного судоходства.

    Известно, что государство Косала в VI в. до н.э. утвердило свой контроль над Гангом, захватив порт Каши (Бенарес). О значении этого речного порта свидетельствует то, что после его захвата государство стало называться Каши-Косала.

    В то время наиболее предприимчивые и отважные из купцов Каши плавали на своих судах с грузом хлопчатых тканей и других текстильных изделий, а также соли до устья Ганга и затем выходили в море, двигаясь вдоль берега на юго-восток и юго-запад4.

    Мы находим многочисленные свидетельства о развитии индийского мореходства с VII в. до н.э. в древних санскритских текстах. В «Ригведе» («3нании гимнов») — древнейшем письменном источнике, созданном в ХI—Х вв. до н.э. и записанном позднее, в VII в. до н.э. (когда предположительно возникла письменность в Северной Индии), — уже упоминаются стовесельные суда5.

    А это суда довольно значительных размеров. Для того чтобы разместить на борту 50 гребцов, длина судна должна быть не менее 40—50 м. Даже если считать, что наличие 50 гребных весел с каждого борта являлось поэтическим преувеличением, можно заключить, что создавшие «Ригведу» древние индийцы были знакомы со сравнительно длинными многовесельными судами.

    Согласно древнеиндийской традиции, выходцы из Пенджаба во главе с Виджаей снарядили в VI—V вв. до н.э. целую флотилию, которая проследовала на юг, к Шри-Ланка. Иммигранты, высадившись на сушу, захватили самые удобные территории на севере и юге острова, а местное население, стоявшее на более низкой ступени общественного развития, оттеснили в горные районы.

    В «Дхарма-сутре», состоящей из ряда самхит (собраний, сборников), для варны брахманов устанавливается суровый запрет на плавание в заморские страны. При этом древний автор (видимо, уроженец Южной Индии) указывает, что в северных районах такие плавания часты и не являются чем-то знаменательным.