Мой город Москва

Барельеф Покаяние Арджуны

Махабалипурам (Мамалипурам), штат Тамилнаду

Значение: один из самых больших открытых скальных барельефов в мире

Изображение: более сотни человеческих фигур, богов и полубожественных существ, птиц, животных, а также Святого.

На юго-востоке Индии после краха династии Андхра в первом столетии нашей эры к власти пришла буддистская династия Паллавов. К пятому столетию правящая элита сменила буддизм на брахманизм. Мамалипурам (ныне - Махабалипурам) был столицей Паллавов, княжество славилось своими изумительными храмовыми пещерами и массивными монолитными изваяниями. Одно из них, называемое нашими современниками "Покаяние Арджуны" и расположенное на коромандельском берегу, является самым известным.

"Покаяние Арджуны" представляет собой неимоверно огромный барельеф, искусно вырезанный на открытом пространстве между двух соприкасающихся гранитных валунов. Барельеф протянулся на 31 метр в длину, а возвышается на 9 метров в высоту. Поверхность скалы испещрена вытесанными рисунками. Создание барельефа датируют седьмым столетием. Каменный рисунок, скорее всего, представляет собой иллюстрацию к мифической истории реки Ганги, вытекающей из своего источника, расположенного высоко в Гималаях. Барельеф на первой скале носит название "Спуск Ганги", а второй – "Епитимия Бхагираты". Поверхность скалы испещрена самыми разнообразными рисунками. На каменном склоне вырезаны человеческие фигуры, животные и божества, наблюдающие спуск святой реки Ганги с вершин Гималаев. Естественная расселина между двумя скалами творчески использовалась мастерами древней Индии, чтобы изобразить водный каскад Ганги. Среди множества человеческих тел выделяется фигура изнуренного отшельника. Она расположена близко к расселине у вершины левой скалы. Отшельник наложил на себя епитимию и исполнен покаяния. Искусствоведы по-разному определяют личность отшельника. Согласно поздней версии на барельефе представлен Бхагират (Bhagirath), обращающийся к Ганге. Если это предположение верно, рисунок отражает легенду о рождении Ганги и спуске ее на землю. Царь Бхагирата взывал к Господу, чтобы искупить проклятие душ его предков. Согласно преданию Шива смилостивился и ответил на покаяние Бхагирата, в результате чего в скале появилась расселина, разделившая скалу надвое, и из нее полились воды реки.