Мой город Москва

Яма - пять основополагающий принципов йоги

Если рассматривать классическое описание йоги приведенное в Йога сутрах Патанжали, то яма является фундаментом для всей последующей практики, основополагающими принципами морального кодекса практикующего йогу , древом йоги. Ахимса

Ахимса – переводиться как не ненасилие, непричинение вреда любому живому существу, на деле и даже в мыслях.

Для меня этот принцип звучит так – попробуй сначала не причинить вреда самому себе и самым близким тебе людям, а там посмотрим. Понятно, что к другим мы не можем относиться лучше чем к себе , по другому просто не получиться или будет не честно.

Ведь мы сами более чем кто-либо другой, постоянно причиняем себе вред своими негативными мыслями, эмоциями и поступками. Просто этот вред не столь очевиден, и не сразу проявляется на физическом уровне, поэтому и прямую связь между – я себя ненавижу – и какой-нибудь болезнью не всегда удается установить сразу.

Мы сотни раз ежедневно прокручиваем в голове мысли полные недовольства, злости, самокритики и самообвинения, жалости к себе и к окружающему миру, а потом недоумеваем почему в жизни столько проблем, в мире воин и несправедливости, да и вообще счастья не существует…

что самое главное, можно воочию убедится в необходимости практики ахимсы в любых обстоятельствах, хотя бы по отношению к себе. В практике асан принцип ненасилия тоже очень важен. В Йога сутрах асана описывается как естественное и приятное положение тела в пространстве, кроме того любая асана является только средством достижения определенного состояния сознания, а не самоцелью, поэтому недопустимо проявлять насилие по отношению к собственному телу во время тренировок.

Тренировка это всего лишь маленькая репетиция перед боем, здесь мы учимся постепенно, проявляя терпение, самоуважение, истинную любовь к себе, к своей истинной природе преодолевать ограничения своего тела и ума.

Сатья

Сатья или правдивость, в соответствии с этим принципом нужно стараться не искажать истину в собственных интересах, быть правдивым по отношению к другим и, что наверное сложнее всего не врать себе, принимать и любить себя таким каким ты на самом деле являешься в данный момент, правильно оценивать свои возможности и права. Нам очень трудно трезво и непредвзято себя оценить.

Но в этом случае нужно найти в себе смелость осмотреться вокруг, оценить отношение и мнение других людей, а также наши собственные мысли и эмоции по отношению к окружающему миру, ведь часто нам не нравиться в людях именно то что есть в нас самих, но в чем мы не хотим себе признаться.

Жизнь постоянно преподносит нам сюрпризы в виде маленьких и больших уроков, для того чтобы мы могли постоянно самосовершенствоваться, что возможно лишь в случае соблюдения принципа правдивости по отношению ,в первую очередь, к себе.

Во время тренировки очень важно принять и полюбить свое тело таким какое оно есть и получать удовольствие от тех асан и состояний, к которым оно на данном этапе готово. Переоценка своих возможностей может привести к серьезным травмам.

Астея

Астея или неворовство, во всех его проявлениях, понимание того, что у нас уже есть все, что нам нужно на данный момент, понимание того, что чтобы что-то получить нужно сначала что-то отдать.

Здесь работает закон сохранения энергии: ничто никуда не девается, просто меняет форму воплощения и если вы у кого-то что-либо украли (будь то материальные ценности, энергия или идеи), будьте готовы в любой момент вернуть долг, и может далеко не в самой подходящей для вас форме.

Брахмачарья

Брахмачарья – воздержание или контроль своих естественных потребностей, страстей и увлечений, так чтобы не они, а мы владели ими.

Осознание того, что источник истинного наслаждения заключен внутри нас самих и что дополнительная пачка шоколадных конфет не сделает нас счастливее.

Часто этот принцип ассоциируется с целибатом и сексуальным воздержанием. В этом есть глубокий смысл, ведь именно сексуальное влечение является одним из сильнейших основных инстинктов человека и часто грозит перерасти из естественной потребности в неконтролируемую стихию. Мудрый человек придумал брак. Но нужно понимать, что принцип брахмачарьи вовсе не означает полного ограничения и отказа от сексуальной жизни, и уж тем более не осуждение самого сексуального влечения как такового. Этот принцип всего лишь призывает нас научиться контролировать свои увлечения, бережливо расходовать свою бесценную сексуальную энергию, которая является основой жизни и может быть трансформирована и направлена на благие цели.

Практикующий брахмачарью должен стремиться быть умеренным в своих желаниях и пристрастиях. Здесь очень важно не пытаться насильно умерить свои страсти, ведь это ведет к нарушению самого главного принципа ахимсы (ненасилия).

Апариграха

Апариграха – переводиться как непринятие даров, нестяжаельство, отказ от всего лишнего и ненужного на всех уровнях бытия.

Самый простой пример это избавление от ненужных вещей, попробуйте выбросить все, чем вы не пользовались более двух лет и вы почувствуете, как сразу дышать стало легче. А ведь хранимый на антресолях ненужный хлам это тоже воплощение вашей жизненной энергии, которая вместо того чтобы свободно течь, обновляться и приносить свежую струю в вашу жизнь, застряет в трясине лишнего имущества, привнося неприятный запах гниения в вашу жизнь.

Кроме старого хлама на антресолях, мы часто любим хранить ненужные горестные воспоминания, обиды на старых знакомых, давно ушедших из нашей жизни, а иногда и приятные, но от этого не менее ненужные, сердечные привязанности и пустые мечтания. Все это компактно складывается в наших почка, печенке и желчном пузыре в виде песка и камней, и одной генеральной уборкой тут уже не отделяешься.

В условиях информационного общества принцип апариграха применим также и к засорению нашей памяти кучей ненужной ( а часто негативной) информацией до такой степени, что человек просто перестает и вовсе усваивать новые знания и утрачивает способность к обучению. Процесс обучения во многих ВУЗах свелся к простому зазубриванию больших объемов ненужной информации, которая очень быстро теряет свою актуальность и не может применяться в условиях постоянно изменяющейся реальности, что приводит к выработке фиксированных способов мышления, поведения и реагирования и напрочь убивает творческое начало в человеке.

В более широком смысле апариграха – это непривязаность к чему-либо, осознание того, что нам в этом мире ничего не принадлежит, что нам никто ничего не должен.