Мой город Москва

Уроки Аюрведы. Влияние вкуса на сознание

В действительности, в качестве опьяняющего средства можно использовать любой из вкусов. К примеру, Сладкий вкус является в нашем обществе весьма распространенным наркотиком: люди пользуются им, чтобы ощутить чувство удовлетворения.

Сладкий — интенсивный самоудовлетворяющий эффект усиливает пассивную от природы, самодостаточную Капху, остужает гнев Питты и успокаивает страх Ваты.

Кислый — завистливое воздействие усиливает Капху, если зависть к чьему-либо успеху побуждает вас крепче держаться за свои достижения. В противном случае будет усиливаться Питта, по мере того как ревность преобразуется в гнев на то, что вы воспринимаете как несправедливость жизни по отношению к вам. Зависть все же помогает ослабить Вату, фокусируя и разогревая ваше сознание.

Соленый — гедонизм разжигает ваше самодовольство до тех пор, пока вы способны ему предаваться, что также усиливает Капху. Он усиливает и ярость Питты, разгорающуюся при возникновении каких-либо препон на пути к удовлетворению ваших желаний, и ослабляет Вату, унимая боязнь неадекватности или неспособности наслаждаться в полную меру.

Острый — усиливает Питту, активно увеличивая приток гормонов и пищеварительных соков, что облегчает и переваривание пищи, и проявление гнева. Оно ослабляет Капху, уменьшая самоудовлетворение, и временно ослабляет Вату, позволяя выразить сдерживаемое до поры возмущение. В конечном счете, однако, острое усиливает Вату, истощая органы и железы. Это «выжимает досуха», ограничивая ваши возможности проецировать вовне агрессивность или несчастье.

Горький — лучший из всех шести вкусов. Как говорит доктор Васант Лад, «чем горше, тем лучше». Небольшое количество Горького помогает уравновешивать в теле все прочие вкусы. Подобно тому как умеренное недовольство собой и своей жизненной ситуацией побуждает человека к переменам, Горькое расширяет чрезмерно суженные каналы (тем самым ослабляя Капху и ее самодовольство) и сжимает слишком широкие каналы (тем самым ослабляя Питту и ее гнев). Однако, злоупотребление Горьким усиливает Вату, поскольку неудовлетворенность и безостановочные перемены порождают неуверенность и страх.

Вяжущий — сжимает, уводя человека прочь от самоудовлетворенности Капхи и самовозвеличивания Питты. Это сжатие усиливает боязнь недостаточной чувственной «подпитки» и ведет к усилению Ваты.

Горький, Острый и Вяжущий вкусы усиливают Вату и ослабляют Капху. Их легкость уменьшает ваше желание оставаться связанным со своим телом и затрудняет самоотождествление вашей личности с вашим телом, даже если она хочет продолжать это делать. Сладкий, Кислый и Соленый вкусы усиливают Капху и ослабляют Вату. Их тяжесть увеличивает как вашу способность к самоотождествлению с телом, так и вашу заинтересованность в этом. Все мы — жертвы наших вкусов и эмоций.

Наша культура, например, является культурой потребительской. От нас ждут, что мы по уши влезем в долги ради того, чтобы наша экономика продолжала функционировать. Дабы побудить нас к мотовству, средства массовой информации изощряются в рекламе, которая колдовским образом создает в нас новые желания, направленные на вещи, которых у нас никогда прежде не было и в которых мы, как правило, не нуждаемся. Сначала создается стремление к гедонистическому образу жизни, и оно порождает в нас Соленый вкус. Затем наступает черед зависти: мы сравниваем себя с живущими по соседству Джонсами, и понимаем, насколько полнее и лучше, чем нам, им удается ублажать свои чувства. Так возникает Кислый вкус. И, наконец, наша нетерпеливая потребность в самоудовлетворении проявляется в виде гнева на всякое препятствие, какое встречается нам на пути. Так возникает Острый вкус.

Поскольку Соленый, Кислый и Острый — горячие вкусы, теперь мы достаточно «разогреты» и готовы к тому, чтобы потреблять и переваривать — как физически, так и умственно. Все идет хорошо, пока нам удается раздобыть достаточно «пищи» (для всех наших чувств), чтобы утолять этот голод. Однако некоторые из этих искусственно создаваемых желаний неизбежно остаются неисполненными. Даже если в нашем распоряжении имеются неограниченные богатства, число часов в сутках все равно конечно. Сколько мы способны потратить? Насколько мы способны себя удовлетворять? Желания, которые остались неисполненными, порождают в нас Горечь, приводя к неудовлетворенности.

Аюрведа учит нас, что принимаемый в малых количествах Горький вкус тонизирует аппетит и пищеварение. То же самое справедливо и для внешнего мира: небольшая неудовлетворенность все пуще и пуще разжигает ваши аппетиты. Но если неудовлетворенность чрезмерно сильна, в организме, в конце концов, возникает избыток Горечи. Когда вам не хватает энергии (денег), чтобы продолжать в том же духе, приходится потворствовать своим желаниям лишь избирательно, а это порождает разочарование, потому что средства массовой информации продолжают неустанно звать вас к наслаждениям. Избыточная Горечь чрезмерно стимулирует Вату и нарушает покой вашего ума, как только вы начинаете задумываться о том положении, в которое попали.

Кислый, Соленый и Острый вкус пронизывают все ваше существо, пока в вас сохраняется потребность и способность потворствовать своим прихотям, а когда такое потворство прерывается, организм захлестывает Горечь. Ваше тело сознает, что вкусовое равновесие нарушено, равно как и то, что Сладость способна его восстановить, и потому тянется к Сладкому. Сладкое удовлетворяет голод, порожденный Кислым, Соленым и Острым, и будучи прямой противоположностью Горькому, устраняет разочарование и неудовлетворенность. После потребления Сладкого тело и ум временно обретают взаимное равновесие и испытывают довольство собой.

Для получения Сладости уму вовсе нет необходимости поглощать пищу. Он способен извлекать Сладость из любой приятно возбуждающей деятельности, даже из хождения по магазинам, если при этом можно сорить деньгами. Временное ощущение неограниченной власти, которым наделяет вас кредитная карточка, обеспечивает мощное удовлетворение, которое, к сожалению, исчезает неведомо куда, как только покупатель возвращается с покупками домой.

Хорошо переваренная пища дает более длительное удовлетворение, чем прочие волнующие ощущения, потому что даже после того, как минует первый прилив удовольствия, должным образом переваренная и усвоенная пища будет питать и удовлетворять тысячи клеток тела. Дурное же пищеварение порождает ту же самую вторичную неудовлетворенность, что и любые другие дешевые удовольствия, завлекающие нас лишь для того, чтобы надуть. Ткани мгновенно проникаются доверием и ждут обещанной им основательной кормежки; когда же дым рассеивается, а обещанных ощущений они не получают, они чувствуют себя обманутыми.

Но даже при хорошем пищеварении сила, с которой ощущается Сладость, затухает, как только пища переварена и усвоена. И тогда снова возникает стремление поесть, чтобы вновь испытать то временное блаженство, которое дает вашему желудку еда. Это стремление еще ярче проявляется при дурном пищеварении, потому что, несмотря на прием пищи, ткани в действительности не получают достаточно питательных веществ и посылают в мозг сообщения, напоминающие, что они голодны. Чем больше вы едите в таком состоянии, тем больше ослабевает ваше пищеварение.

Вскоре человек начинает испытывать не меньшую потребность в Кислом, Соленом и Остром, нежели в Сладком, потому что горячие вкусы усиливают все виды пищеварительного огня, дабы можно было все чаще получать удовлетворение от еды. Однако Кислый, Соленый и Острый вкусы также разжигают и аппетит, а потому, сколько бы вы ни съели, вам все равно будет хотеться съесть что-нибудь еще.

В действительности, в качестве опьяняющего средства можно использовать любой из вкусов. К примеру, Сладкий вкус является в нашем обществе весьма распространенным наркотиком: люди пользуются им, чтобы ощутить чувство удовлетворения. Некоторые общества опьяняются Кислой завистью или Острой раздражительностью, а некоторые люди используют для удовлетворения своих прихотей даже Горькое и Вяжущее. Мы все пользуемся пищей для того, чтобы изменять состояние своего сознания, а любые изменения сознания воздействуют на тело посредством трех дош.